Правители Африки: XXI век

1979-2017: Жозе Эдуарду душ Сантуш

Президент Анголы (10.IX.1979-26.IX.2017)

Жозе Эдуарду душ Сантуш
Полное имя Жозе Эдуарду душ Сантуш
Jose Eduardo dos Santos
Родился 28.VIII.1942, Луанда, Португальская Ангола
Умер Нет
И.о. президента 10.IX.1979-21.IX.1979
Президент 21.IX.1979-26.IX.2017
Этнос Мбунду
Вероисповедание

Жозе Эдуарду душ Сантуш – лидер Анголы на протяжении 38 лет, перековавшийся из марксиста в «рыночника», победитель в многолетней гражданской войне с UNITA, который, впрочем, так и не стал частью демократического мира.

Душ Сантуш родился в бедном предместье Луанды, в семье каменщика, принадлежащего ко второй по численности в Анголе народности мбунду. Отец будущего президента, к тому же, был эмигрантом из другой португальской колонии Сан-Томе. После окончания школы Салвадора Коррейя, с 1961 года душ Сантуш связал свою судьбу с освободительным движением. Он вступил в ряды марксисткой MPLA, которая была образована в середине 1950-х, и как раз в это время приступила к вооруженной борьбе с португальскими колонизаторами.

В ноябре 1961 года он был вынужден уехать из Анголы, сначала во Францию, а потом в Демократическую республику Конго, где был одним из организаторов и впоследствии вице-президентом молодёжного крыла MPLA. До 1963 года душ Сантуш руководил представительством MPLA в республике Конго, после чего был направлен партией в СССР для получения высшего образования. В 1964-1969 годах он учился в Бакинском нефтегазовом институте, где познакомился со своей первой женой Татьяной Кукановой. Их дочь Исабел впоследствии играла одну из ключевых ролей в бизнес-империи отца и была признана богатейшей женщиной Африки.

После прохождения кратких курсов по обеспечению коммуникации в обстановке боевых действий, душ Сантуш вернулся в Анголу, на территории, контролируемые повстанцами (1970 год). Последующие четыре года он занимался обеспечением координации действий формирований MPLA в анклаве Кабинда, а потом представлял интересы движения в Югославии и республике Конго. В 1974 году он был введён в состав высших органов MPLA: стал членом ЦК и Политбюро партии, координатором департамента внешних сношений партии. Его главной задачей было обеспечение поддержки MPLA среди африканских правительств.

В январе 1975 года душ Сантуш стал фактически «партийным министром иностранных дел» в переходном правительстве, сформированном в преддверии получения Анголой независимости из представителей MPLA, UNITA (лидер Жонас Савимби) и FNLA (лидер Олден Роберту). В связи с непреодолимыми идеологическими разногласиями (два последних движения поддерживались США, MPLA – СССР) и разной территориальной базой, которая у каждого движения была своя, их взаимная вражда и последующая гражданская война были неизбежны.

С провозглашением независимости Анголы 11 ноября 1975 года душ Сантуш стал председателем MPLA и министром иностранных дел. На посту министра он занимался жизненно важной задачей получения признания нового государства среди правительств стран, не входящих в советский блок. Это было своего рода соревнование, так как в то же самое время коалиция UNITA и FNLA тоже провозгласили независимость «Ангольской демократической народной республики», которая получила поддержку США, Китая, ЮАР и Заира.

Несмотря на то, что душ Сантуш успешно справлялся с внешнеполитическими задачами, в 1976 году он был переведён на партийную работу. В ходе случившейся масштабной партийной чистки он уцелел и, похоже, даже укрепил позиции. В декабре 1977 года будущий глава государства был назначен секретарём Политбюро по образованию, культуре и спорту, также в сферу его компетенций входили вопросы экономического планирования. С декабря 1978 года, после упразднения поста премьер-министра, он был назначен первым заместителем главы правительства (которым был президент Нету), министром планирования и главой национального Госплана. Фактически душ Сантуш возглавил работу правительства.

После смерти президента Нету 10 сентября 1979 года Центральный Комитет MPLA назначил душ Сантуша и.о. главы государства, главой правительства и ангольской народно-освободительной армии. 21 сентября душ Сантуш вступил в должность президента на постоянной основе, а в ноябре 1980 года ещё закрепил свою власть, возглавив Народную Ассамблею – парламент Анголы.

Новый президент принял верховное руководство над страной, которая находилась в самом разгаре гражданской войны. Сама война, притом, фактически представляла собой противостояние великих держав, бьющихся между собой за влияние на ангольской земле. Пока советский блок был силён и влиятелен, мирное урегулирование конфликта находилось за пределами возможностей ангольцев, так как ни американцы, и советская сторона на него готовы не были. Только к концу 1980-х годов, после потепления отношений между СССР и США, наметились возможности для прогресса в разрешении конфликта. В 1988 году состоялись переговоры в Женеве, закончившиеся соглашением о прекращении огня и выводом иностранных войск (в том числе 45-тысячного кубинского контингента и войск ЮАР). Война, однако, на этом не окончилась, так как повстанцы Савимби не захотели сложить оружие и продолжали вооружённое сопротивление.

По мере того, как Советский Союз утрачивал влияние на африканские дела, единственным выходом для правительства душ Сантуша было налаживание связей с бывшими патронами UNITA. Для этого режиму нужно было быстро отказываться от социалистической идеологии, что было сделано на излёте советского влияния в мае 1991 года: отказ от главенства марксистской идеологии, переход к многопартийности, введение рыночной экономики. Это фактически лишило движение Савимби идеологической основы для сопротивления, так как режим больше не был «марксистским». В конце мая 1991 года в Лиссабоне было достигнуто соглашение о мире, предполагающее легализацию UNITA, включение её бойцов в ангольскую армию, и участие лидера повстанцев в президентских выборах.

Жозе Эдуарду душ Сантуш
Failure of communism

Крах коммунизма
Автор: Eric Vernier

Шанс на мирное инкорпорирование UNITA в политическую систему страны, однако, был утрачен после проведения в сентябре президентских и парламентских выборов, во многом из-за личных амбиций лидера повстанцев. На прошедшем первом туре выборов Савимби занял 2-е место после душ Сантуша, чего органически не смог принять. Между тем, выборы, по всей видимости, отражали реальные предпочтения граждан, опасавшихся прихода к власти UNITA, прославившейся актами насилия против мирного населения. В первую очередь, это относилось к жителям крупных городов, которые, вероятно, просто побоялись мести и погромов со стороны бывших мятежников (война едва закончилась), и проголосовали за душ Сантуша. Наблюдатели также подтверждали, что выборы были открытыми и честными. Однако Савимби отказался признавать результаты и возобновил вооружённую борьбу. Второй тур выборов так и не был проведён, а душ Сантуш остался президентом.

Гражданская война возобновилась с новой силой и продолжалась еще более 10 лет. Хотя позиции Савимби были теперь заведомо проигрышными (международное признание и поддержка была теперь на стороне ангольского правительства), он смог организовать самодостаточное «государство в государстве», существовавшее за счёт продажи алмазов, добываемых на контролируемых территориях. На определённом этапе он контролировал около половины территории Анголы.

Правительство то пыталось легализовать UNITA, то запрещало его деятельность, не особенно, впрочем, рассчитывая договориться. Стороны пытались одержать военную победу, одновременно участвуя в мирных переговорах. После удачной военной кампании правительственных войск в 1994 году было подписано новое соглашение в Лусаке, в 1994-1996 годах проводилось разоружение повстанцев под контролем ООН. В 1997 году UNITA было политически инкорпорировано, его депутаты (избранные еще 5 лет назад) заняли, наконец, места в парламенте. Это, однако, не мешало сторонам активно вооружаться (Савимби делал это параллельно с «разоружением»), а UNITA не собиралось передавать контроль над своими территориями, и, в первую очередь, над алмазными шахтами, правительству.

Частью стратегии душ Сантуша по ослаблению Савимби была активная внешняя политика, точнее, военные интервенции, которые Ангола предпринимала в 1997-1998 годах. В 1997 году ангольские войска помогли в свержении конголезского президента Лиссубы, который, как предполагается, поддерживал Савимби. Пришедший к власти Сассу-Нгессо был обязан креслом душ Сантушу и, соответственно, лоялен ангольскому правительству. Ликвидировав этого союзника Савимби, душ Сантуш вмешался и в заирскую гражданскую войну. Его интервенция (десант армейских подразделений с территории Кабинды) облегчило падение столицы и, в целом, режима Мобуту Сесе Секо в мае 1997 года. Годом позже душ Сантуш поддержал президента ДРК Кабилу массированным военным контингентом, включающим танки и авиацию, что фактически спасло Кабилу от поражения. Всё это позволило Анголе нейтрализовать угрозу военной помощи повстанцам с севера, которую могли бы оказать потенциальные союзники Савимби.

После ликвидации внешних угроз душ Сантуш принялся за саму UNITA. Ситуация в стране начала обостряться; официально демобилизованные в марте 1998 года военные подразделения UNITA уже в июле возобновили столкновения с полицией. 1 сентября 1998 года депутаты Национальной Ассамблеи от UNITA были исключены из состава парламентариев. В ноябре началось наступление правительственных войск на подконтрольные Савимби территории. Война продлилась ещё более трёх лет. В конце концов, загнанный в угол и прячущийся в лесах Савимби был убит в бою в феврале 2002 года, после чего с остатками UNITA удалось быстро договориться. Фактически это была полная военная победа над повстанцами, правительство именно так её и представляло. В октябре 2002 года UNITA заявила о своем полном разоружении и была провозглашена политической партией. Окончание гражданской войны, длившейся десятилетиями, была крайне важным этапом не только государственного строительства, но и роста благосостояния простых ангольцев. Именно поэтому душ Сантуш, авторитарное правление которого длилось еще долгие годы, сохранял авторитет среди населения. Для многих это был человек, окончивший войну.

Жозе Эдуарду душ Сантуш
Savimbi’s house in Huambo. The house was destroyed in 2002 and remains a ruin

Дом Савимби в Уамбо. Дом был разрушен в 2002 году и остается в руинах
Автор: Malcolm Manners

А между тем, внутренняя политическая нестабильность Анголы в 1990-х годах, в конечном счете, постепенно свела на нет демократическую повестку в стране. Было трудно ожидать расцвета демократии там, где правительство ведёт вооруженную борьбу с основной оппозиционной силой. И душ Сантуш не упустил случай укрепить собственную власть. Фактическое состояние гражданской войны, наступившее в 1998 году, позволило президенту консолидировать власть. Неизбежно вырисовывалась фигура «вождя», вокруг которого сплотилась нация. Вождя, который и ведёт войска в бой, и руководит всем остальным тоже «в это трудное время». Консолидация власти быстро проявилась в институциональных изменениях. В частности, 20 января 1999 года был ликвидирован пост премьер-министра, и вся полнота исполнительной власти перешла к президенту, который, к тому же, лично занял пост главы оборонного ведомства. Авторитарный режим сложился, причём без большого сопротивления со стороны западных демократий. Душ Сантуш воспользовался этим в полной мере. Наиболее показательно, то, как он не спешил с выборами: они состоялись только в сентябре 2008 года, то есть почти через 7 лет после окончания боевых действий, не говоря уже о давно прошедших конституционных сроках.

Укрепление личной власти президента совпало с ростом нефтяных цен, которые с начала 2000-х до всемирного экономического кризиса 2008-2009 годов поступательно росли. Это был важнейший фактор успеха правительства после победы над UNITA, так как нефть обеспечивала 75% доходов казны и 98% всех валютных поступлений страны. В апреле 2008 года по объемам добычи нефти Ангола обогнала Нигерию и стала лидером среди африканских стран. Рост ВВП между 2002 и 2008 годами составил, в среднем, 14,9% в год.

Это позволило решать самые насущные проблемы, которых хватало. Важно было «накормить» беднейшие слои, заниматься возвратом беженцев. Было необходимо восстанавливать разрушенную гражданской войной инфраструктуру: взорванные мосты, разрушенные дороги и железнодорожное полотно. Для этих целей в 2004 году был создан фонд GRN, который возглавил близкий соратник президента Элдер Виейра Диаш. Однако часто выделяемые на инфраструктурные проекты средства не могли освоить из-за отсутствия нужных специалистов – иногда в казну возвращалось до 40% денег, которые не смогли израсходовать.

Тогда же, в начале 2000-х годов, режим душ Сантуша начала активно сотрудничать с Китаем. Его формулу озвучил сам президент на встрече с китайским премьером в 2006 году: «Китаю нужны природные ресурсы, Анголе нужно развитие». В 2004 и 2007 годах китайский Эксим Банк предоставил Анголе два займа по 2 млрд. долл., еще 2,9 млрд. было выделено в 2005 году Китайским международным Фондом. Займы предоставлялись под широкий спектр инфраструктурных проектов и, что интересно, ими распоряжался гораздо менее «прозрачный» GRN, а не министерство финансов. Ангольское правительство стало активно привлекать не только китайский капитал, но и специалистов, в том числе для того, чтобы «дело пошло», но даже они не всегда могли выдать результат.

Проблема была в последствиях многолетней гражданской войны, которые было не так легко ликвидировать. Речь идёт о человеческом капитале, качество которого очень сильно упало. Несмотря на наличие хорошо образованного «верхнего» эшелона управления, «среднее» звено не справлялось с поставленными задачами – достаточно сказать, что в середине 2000-х только 16% госслужащих имели хотя бы школьное образование, не говоря уже о следующих ступенях. Что же говорить о простых ангольских рабочих? Китайские прорабы жаловались, что им приходится учить местных даже тому, как делать бетон (то есть, как мешать цемент с песком).

Системы образования, здравоохранения весьма деградировали за военные годы. Разбогатевшая Ангола все ещё являлась аутсайдером по многим социальным показателям. К примеру, даже в 2008 году 45% детей школьного возраста не посещали школы, отсутствовала должная система здравоохранения (показатели младенческой смертности были одними из самых высоких в мире), экономика испытывала недостаток квалифицированной рабочей силы. На 2008 год по индексу человеческого развития ООН (HDI) страна занимала 162 место из 177. Ангольское правительство предпринимало усилия по повышению уровня образования, обучению специалистов, однако быстрые успехи в этой сфере были недостижимы по объективным причинам. Низкий уровень подготовки ангольских специалистов сказался еще и в том, что качество проводимых работ, на которые были потрачены «нефтяные» деньги, было не кому контролировать. В результате этого, например, построенные дороги довольно быстро выходили из строя, и требовался их ремонт. Проблема производства своих кадров, способных поддерживать отстроенную инфраструктуру страны, является весьма актуальной.

Нельзя, однако, недооценивать сделанного, так как за годы правления душ Сантуша Ангола испытала невиданный доселе рост благосостояния (пусть и неравномерный) и улучшения качества жизни – хотя бы и виде инфраструктурных проектов. Многие населённые пункты получили дороги и электроснабжение, которого до этого не было. Ряд проектов, начатых при душ Сантуше, находятся в процессе реализации, — строительство гидроэлектростанций в Камбабме и Лаука, строительство трансангольской магистрали, которая должна связать страну от ДРК до Намибии. Идёт реконструкция международного аэропорта Луанды, а также грузового порта к северу от столицы. Это всё помимо сделанного ранее.

Приток нефтяных доходов послужили дальнейшему укреплению режима, который имел средства вознаграждать за лояльность. Появившийся «средний класс» богател, расслоение населения по уровню достатка шло очень быстрыми темпами, что особенно было заметно при посещении Луанды: столица страны быстро отстраивалась, строились дорогие отели, роскошные апартаменты, на дорогах появились дорогие машины. Доступ к благам, однако, имели не все. Даже широко разрекламированный при переизбрании душ Сантуша в 2008 году проект массового строительства жилья (он обещал 1 млн. новых домов к 2012 году) тоже оказался подвержен коррупции: квартиры получали родственники чиновников, полицейских, то есть, неслучайные люди.

Душ Сантуш не нуждался в одобрении и деньгах западных держав, как нуждались многие другие африканские страны, поэтому неудивительно, что режим личной власти президента неизбежно законсервировался и погружался в пучину коррупции. Президент построил патерналистскую систему, в которой большое влияние могли иметь люди, не занимающие официальных постов. В отношении членов правительства душ Сантуш практиковал частые перетасовки чиновников и перераспределение полномочий между ведомствами. В частности, можно отметить необычно частую смену министров финансов и планирования в 1990-2002 годах. Можно предположить, что это делалось для того, чтобы сохранить контроль над министерствами. Крупные денежные потоки могли не проходить через официальные ведомства, а расходоваться через параллельные структуры, как это происходило с китайскими кредитами, осваивавшиеся через GRN.

Главным бенефициаром режима стал очень узкий круг людей, для которого ангольцы даже придумали название «родственники на кухне». Нет сомнения, что огромные средства достались непосредственно семье душ Сантуша. Дочь Исабел с капиталом около 3 млрд. долл. была названа первой африканской женщиной–миллиардером и богатейшей женщиной Африки. На протяжении 20 лет она управляла растущей бизнес-империей, а в 2016 году возглавила государственную нефтяную компанию Сонангол. Сын президента Жозе Филомену в 2013 году возглавил Суверенный Фонд Анголы, аккумулирующий нефтяные доходы страны. После отставки президента в 2017 году у его детей начались проблемы – Жозе Филомену был арестован в 2018 году по делу о коррупции и находится в тюрьме, Исабел была отправлена в отставку с поста главы Сонангол и сейчас предпочитает жить за границей; у правоохранительных органов к ней тоже есть вопросы.

По оценкам исследовательского центра Католического университета Анголы, проведшего анализ бюджетных расходов, с 2002 по 2015 год около 28 млрд. долл. были потрачены из бюджета без ясного указания цели, то есть, эти деньги фактически исчезли. В частности, исчезло около 35% средств, потраченных на дорожное строительство. За тот же временной период ангольские компании и частные лица перевели за рубеж 189 млрд. долл., — не очень понятно, как заработанные. По уровню коррупции Ангола в 2017 году занимала 167 место из 180, то есть, входила в число наиболее коррумпированных стран мира.

Желая сохранить политический «статус-кво», режим стремился к самоизоляции: от остального мира и от своих африканских соседей. Возможности заработка привлекали жителей соседних стран, которые легальными и нелегальными путями проникали в страну. В конечном счёте, Ангола стала стремиться пускать в страну иностранцев очень дозированно, отдавая предпочтение специалистам в нефтяной сфере, и неохотно пуская других. В какой-то момент Ангола, по оценкам одного профессионального путешественника, оказалась самой труднодоступной для посещения страной в мире, куда было сложно получить визу даже вполне респектабельным европейским туристам.

Внутриполитически режиму ничего не угрожало. Политическая оппозиция MPLA была слабой, согласно одному независимому исследованию, рейтинг главной оппозиционной силы, UNITA, составлял около 16%. За годы «нефтяного изобилия» MPLA последовательно расширяла своё влияние в провинциях, где изначально она не была популярной. В частности, покупалась лояльность традиционных вождей «соба», которые в итоге стали важным инструментом получения голосов MPLA на периферии, на выборах 2008 года. Кроме того, правящая партия доминировала на информационном поле. Немногочисленные оппозиционные СМИ находились под постоянной угрозой закрытия – как, например, произошло с Радиу Деспертар в июле 2008 года.

Новая конституция 2010 года отменяла прямые президентские выборы, вместо этого президентом автоматически становился кандидат победившей на парламентских выборах партии. Таким образом, «продавливать» переизбрание пожилого душ Сантуша, более 30 лет правящего Анголой, уже не требовалось, нужна была лишь победа MPLA, что было несравненно более простой задачей. Хотя президент был ограничен пребыванием на посту двумя 5-летними сроками, эта норма вводилась с 2012 года, а душ Сантушу «списали» предыдущие 30 лет и он теоретически мог править до 2022 года.

Жозе Эдуарду душ Сантуш
President Jacob Zuma is welcomed by President of Angola Jose’ Eduardo dos Santos on arrival at the Presidential Palace in Luanda, Angola, 22 August 2013

Президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш принимает президента ЮАР Джейкоба Зуму в президентском дворце в Луанде, 22 августа 2013
Автор: GovernmentZA

Хотя режим демонстрировал силу и стабильность, сопротивление постепенно проявляло себя, по мере того, как шли годы и ничего не менялось. Несправедливое распределение нефтяных доходов, наличие значительного числа населения, живущего за чертой бедности, коррупция и политический застой – всё это, в конце концов, вывело людей на улицы. Весной 2011 года демонстранты требовали большей свободы слова, демократии и улучшения условий жизни. Полиция разогнала их силой. В июне 2015 года была арестована группа активистов, включая популярного рэпера, обвинённая в подготовке восстания против режима, — на самом деле их вина была в том, что они посещали читательский клуб, где обсуждали книгу Джин Шарп «От диктатуры к демократии». В марте следующего года 17 из них были осуждены на сроки от двух до восьми лет, впрочем, большинство были амнистированы в том же году. Интересной особенностью протеста было то, что он проявлял себя через политически неблагонадежные песни «народных» музыкантов, которые становились весьма популярными «в низах». У протеста были и свои мученики, такие, как мойщик машин Арсениу Себастьян, казнённый без суда президентскими гвардейцами в ноябре 2003 года за то, что пел антиправительственную песню рэпера МСК. Однако, несмотря на сопротивление, режим душ Сантуша чувствовал себя уверенно.

Хотя долгие годы ситуация для режима развивалась благополучно, зависимость от нефти, в конце концов, сыграла с Анголой ту же злую шутку, что и с другими странами, сидящими на «нефтяной игле». Вполне понятно, что главное внимание власти уделяли развитию «нефтянки», и в условиях постоянно растущих цен на углеводороды это было естественным. Действительно, государственная Сонангол отличалась высочайшим уровнем менеджмента и ничуть не уступала ведущим мировым компаниям, — это объективно была лучшая компания в стране. Однако с падением нефтяных цен обнаружилось, что других конкурентных компаний, могущих «закрыть брешь» доходов бюджета у Анголы нет. Режим душ Сантуша так и не реализовал, за все годы, возможности развития несырьевых отраслей, при том, что в колониальную эпоху Ангола имела развитое сельское хозяйство, экспортировала кофе, тростниковый сахар, бананы. В 2017 году эта отрасль экономики образовывала только 10% ВВП.

После кризиса 2008-2009 годов и снижения цен на нефть рост ВВП Анголы резко упал. Через некоторое время он начал восстанавливаться и достиг к 2013 году вполне солидные 7%. Это, однако, было в два раза меньше, чем в докризисное время. С окончанием эры дорогой нефти в середине 2014 года и денежное благополучие, и рост ВВП рассеялись как дым. В 2015 году рост составил 3%, в 2016 году – 0%.

В 2016 году появились сообщения о том, что душ Сантуш уйдет в отставку в 2018 году. Причины добровольного, насколько можно было понять, намерения президента отойти от дел не вполне ясны. Наиболее вероятной причиной было слабое здоровье, так как президент периодически покидал Анголу для «медицинских обследований». Возможно, это было простое желание 75-летнего политика уйти на покой. Он не стал устраивать в президентское кресло одного из своих детей, которым, впрочем, обеспечил хорошие должности. Возможно, ему не удалось «продавить» это решение в среде влиятельных членов MPLA. Однако он, несомненно, принимал непосредственное участие в выборе или, по меньшей мере, согласовании кандидатуры своего будущего преемника Жуана Лоренсу. Кроме того, он намеревался оставить только президентский пост, сохранив должность председателя MPLA. Несомненно, душ Сантуш рассчитывал сохранить своё влияние через партию. Это было настолько очевидно всем, что нового президента Лоренсу поначалу, чуть ли не открыто, называли «марионеткой» душ Сантуша.

В феврале 2017 года душ Сантуш заявил, что уйдет в отставку уже в этом году. Возможно, более скорая отставка была связана с состоянием здоровья, так как летом он выезжал на лечение в Испанию. Во время избирательной кампании на парламентских выборах он поддерживал Лоренсу, который был лидером списка MPLA и, соответственно, в случае победы становился президентом Анголы. Так и случилось, в результате чего 26 сентября 2017 года душ Сантуш мирно перестал быть президентом после 38-летнего правления.

Дальше произошло то, чего президент явно не ожидал. Новый глава государства проводил избирательную кампанию под лозунгами борьбы с коррупцией, но старый президент вряд ли думал, что это будет реализовано настолько буквально. Лоренсу начал быстро избавляться от наследия душ Сантуша, проводя антикоррупционные проверки и снимая лояльных ему чиновников. Уже в ноябре 2017 года он уволил Исабел душ Сантуш с должности главы Сонангол. Сын бывшего президента тоже был отставлен от управления Суверенным фондом и в сентябре 2018 года арестован по обвинению в коррупции.
Расчёт на то, что Жозе Эдуарду душ Сантуш в качестве председателя MPLA сможет противостоять действиям нового президента, не оправдался. Лоренсу быстро брал под контроль государственный аппарат. Бывший глава государства пытался сохранить свои позиции в качестве партийного главы ещё на протяжении года. Еще весной 2018 года он настаивал, что останется председателем MPLA, по меньшей мере, до апреля 2019 года: это был его последний бастион обороны. Однако в итоге он был вынужден уйти в отставку с высшего партийного поста в сентябре 2018 года, его место занял сам президент Лоренсу.

Хотя вокруг детей и ближайшего окружения душ Сантуша сгущаются тучи, сам президент пока защищён от преследования 5-летним иммунитетом в качестве бывшего главы государства. Уже раздаются призывы открыть уголовное расследование деятельности самого отставного президента. Душ Сантуш, однако, дал несколько интервью, в которых заявил, что ушёл с государственной службы «с высоко поднятой головой», хотя и признал, что мог совершать ошибки. «Никакая человеческая деятельность не свободна от ошибок. Я признаю, что также их совершал, [как и другие люди]», — заявил он.
Тем не менее, душ Сантуш явно находится под прицелом властей. К примеру, в ноябре 2018 года он был вынужден собрать пресс-конференцию после заявлений Лоренсу о том, что, став президентом, он обнаружил «пустыми» государственные «закрома». Бывшему президенту пришлось сделать заявление, что это не так и что в Национальном Банке Анголы было 15 млрд. долл., когда он покидал пост. Насколько оправданы эти конкретные обвинения, неясно, однако ясно то, что душ Сантуш с большой вероятностью столкнётся с обвинениями в свой адрес после окончания действия президентского иммунитета, если Лоренсу в это время еще будет у власти.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2018)


 

Хотите узнать больше?

Вериссиму Коррейя Сеабра

Вериссиму Коррейя Сеабра

Генерал, свергнувший демократически избранного президента, во имя восстановления демократии, и позже убитый восставшими солдатами.


Малам Бакаи Санья

Малам Бакаи Санья

Малам Бакаи Санья – президент Гвинеи-Бисау, которому удалось выстроить один из наиболее стабильных режимов в стране за последние 20 лет, хотя солдатские мятежи, политические убийства и наркотрафик никуда не делись и в эти годы.

Парамасивум Пиллей Вьяпури

Вьяпури

Барлен Вьяпури – исполняющий обязанности президента после скоропостижной отставки Гуриб-Факим, обвинённой в коррупции.

Горячая «холодная война»: Юг Африки (1960-1990 гг.)

Горячая «холодная война»: Юг Африки (1960-1990 гг.)

Книга посвящена национально-освободительному движению на Юге Африки в период «холодной войны» и роли нашей страны в поддержке борьбы против колониализма и расизма.


Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 г.

Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 г.

В монографии профессора НИУ ВШЭ доктора исторических наук И. В. Кривушина впервые в отечественной историографии проводится комплексный анализ геноцида 1994 г. в Руанде, его исторических предпосылок и причин, выявляются способы его проведения, основные организаторы и участники, роль в геноциде СМИ и христианских церквей.