Правители Африки: XXI век

1982- : Поль Бийя

Президент Камеруна с 6.XI.1982

Поль Бийя
Полное имя Поль Бийя

Paul Biya

Родился 13.II.1933, Мвомекаа, регион Нтем,

Французский Камерун,

Французская подмандатная территория

Умер Нет
Президент с 6.XI.1982
Этнос  Булу (бети)
Вероисповедание Христианин

Поль Бийя входит в число наиболее коррумпированных африканских диктаторов, переживших волну демократизации начала 1990-х и не желающих оставить свой пост даже в глубокой старости.

Сын небогатых родителей, родившийся в маленькой деревне, Бийя имел не так много шансов на яркую карьеру. Ему, однако, повезло – во французской католической миссии, где он учился в школе, заметили способности будущего президента, и решили, что из него получится хороший священник. Он демонстрировал хорошие успехи в учебе, что в конечном итоге позволило ему получить образование в лучшем колледже Французского Камеруна – Лицее Леклерка, а также поступить в Парижский Университет. В 1960 году он окончил его по специальности юриспруденция.

В 1962 году Бийя вернулся в Камерун, который к тому времени стал независимым государством, и получил пост в департаменте иностранной помощи. Департамент был подчинен непосредственно президенту Ахиджо, с чего началось личное знакомство между президентом и его будущим преемником. Карьера Бийи развивалась стремительно: поработав в министерстве образования, он уже в 1968 году стал главой президентской администрации. В 1970 году он стал государственным министром (более высокий пост, чем министр), а в 1975 году – премьер-министром. Отношения между Ахиджо и Бийей современники описывали как отношения ментора и ученика. Отставка Ахиджо в 1982 году изначально не предполагала перехода власти к Бийи: Ахиджо сохранил пост главы правящей партии CNU и через нее, очевидно, намеревался сохранить влияние на правительство. Официально Ахиджо ушел в отставку по состоянию здоровья.

Бийя поначалу, действительно, не был в полной мере самостоятельной политической фигурой. Однако жизнь начала вносить коррективы, что привело к неизбежному конфликту с Ахиджо. Кабинет министров и многие другие важные посты были заняты выходцами с мусульманского севера Камеруна. «Южанин» Бийя, к тому же католик, был им не указ. В итоге Бийя, столкнувшийся с неповиновением и саботажем своих директив со стороны «северян», начал кадровые чистки, назначая «южан», лояльных уже лично ему. Стремление Ахиджо вернуть влияние и реальную власть привело к двум попыткам свержения Бийи в августе 1983 и апреле 1984 года. Уже в 1983 году Ахиджо ушел с поста главы CNU и уехал в эмиграцию во Францию. Второй переворот чуть не увенчался успехом: верные Ахиджо бойцы президентской гвардии пытались захватить президентский дворец, и разбить мятежников удалось только после трех дней боев.

Следует заметить, что, в отличие от Ахиджо, Бийя стал проводить этнически несбалансированную политику, всячески продвигая собственный этнос бети. Представители бети занимали не только должности в госаппарате, они потеснили другие народности и в бизнесе – часто при прямой и открытой поддержке власти. Инспекция МВФ показала, потребность в кредите возникла, в том числе, из-за того, что само правительство сознательно раздувало государственный аппарат, увеличившийся за несколько лет с 80 до 180 тыс. человек. Дело в том, что на госдолжности трудоустраивали представителей народности бети, к которой принадлежал Бийя.

Таким образом, с самого начала режим Бийи последовательно двигался в сторону авторитаризма и коррупционности, предоставления государственной и экономической ренты избранному этносу. Это создало потенциальные угрозы для стабильности государства, так как ущемленные этносы не получили никаких выгод от нового режима. Правительство Бийи, впрочем, обратило внимание на проблему и попыталось наладить диалог с элитами ущемленных этносов, особенно с проживающими на севере Камеруна.

Начало правления Бийи, несмотря на «наследование» поста, все же, привнесло свежую струю в камерунскую политику. Почти сразу же он инициировал обновление политической элиты; не желая разбирать наследство Ахиджо, реорганизовал правящую партию. Он начал активную международную политику – восстановил дипломатические отношения с Израилем, возобновил контакты с Нигерией, с которой у Камеруна был давний территориальный спор за богатый нефтью полуостров Бакасси. Фактически полуостров контролировался Нигерией. В 1990-е годы из-за него между двумя государствами чуть не начались боевые действия, однако конфликт удалось перевести в стадию переговоров. При посредничестве ООН в 2002 году было принято юридическое решение о принадлежности полуострова Камеруну, а Нигерию обязали организовать его передачу. Определенных сроков, однако, назначено не было, а нигерийское общественное мнение было настроено против передачи. Соответственно, президент Обасанджо выполнять решение не спешил. Однако с приходом к власти в Нигерии Яр’Адуа передача состоялась (в 2008 году).

Конец 1980-х также характеризовался демократическими веяниями на всем Африканском континенте. Однако в Камеруне Бийя приложил все усилия для консервации существующего порядка и ему это удалось. Пожалуй, единственным достижением в сфере демократии была легализация оппозиционных партий в 1990 году. Однако она не привела к качественным демократическим изменениям. Президентские выборы 1992 года Бийя, судя по всему, проиграл основному оппозиционеру Джону Фру Нди, но президенту удалось подтасовать результаты и объявить себя победителем. Непосредственно после выборов власти объявили чрезвычайное положение, в стране прошли аресты, все протестные выступления были подавлены силой. С тех пор Бийя выигрывал и все последующие президентские выборы, которые обычно бойкотировались оппозицией. Если оппозиция принимала участие, она оглушительно проигрывала. Последний раз выборы состоялись в 2018 году и президент выиграл их с результатом 71%; участвовало несколько кандидатов, а один из главных оппозиционных политиков страны Осих набрал, согласно официальным результатам, 3%. Оглашение результатов в парламенте прошло при бойкоте депутатов от оппозиции.

Бийя
Accueil de Paul Biya à washington

Встреча с Полем Бийя в Вашингтоне
Автор: Point Afrique

Авторитарный режим Бийи на протяжении долгих лет не показывал значительных экономических успехов. Власти полагались на использование естественных богатств страны (значительная часть бюджета Камеруна формировалась за счет доходов от продажи нефти) и её географического положения — как ближайшего узла, через который могли осуществлять экспорт своих товаров страны центральной Африки, не имеющие выхода к морю. Развитию других отраслей внимания почти не уделялось, вплоть до последних лет, когда стало понятно, что надеяться на нефтяные сверхдоходы уже нельзя.

В экономическом плане уже первые годы правления Бийи были трудными. Цены на нефть начали падать уже в 1984 году, что привело к дефициту бюджета. В 1988 году Камерун был вынужден обратиться за кредитом в МВФ, который, в итоге, хоть и облегчил положение дел, но никак не помог в решении источника проблем – зависимости экономики от нескольких экспортных товаров (нефти, кофе и какао). В то же время, следуя требованиям МВФ Камерун провёл приватизацию государственных кампаний, которые были, в большинстве своём, выкуплены иностранными бизнесменами, и, в конечном счёте, не стали управляться эффективнее.

Итогом этих действий стала затяжная рецессия, господствовавшая в камерунской экономике все 1990-е годы, и вину за которую, во многом, следовало возложить на правительство. В период с 1987 по 1994 год 20 тыс. госслужащих и 40 тыс. работников промышленного сектора экономики лишились работы. В 1993 году зарплаты были урезаны на 70%, а в январе 1994 года произошла девальвация франка КФА, что привело значительную часть населения на грань нищеты. Улучшение ситуации в экономике последовало только по мере роста нефтяных цен, то есть, вследствие внешних факторов, а не усилий правительства.

Хотя рост цен на нефть в начале 2000-х годов принес некоторое облегчение камерунской экономике, однако огромный внешний долг уже невозможно было погасить даже нефтяными доходами. В 2006 году члены «Парижского клуба» списали Камеруну значительную часть задолженности. В целом, с 1987 по 1996 год ежегодно камерунская экономика показывала падение; начиная с конца 1990-х в стране обозначился экономический рост, однако он не вышел на такие значительные показатели, какие бывали в некоторых других африканских странах. Даже в условиях высоких нефтяных цен рост ВВП составлял около 5%, а с их падением после 2014 года и вовсе снизился до 3,4% (2017).

Одной из причин не очень впечатляющих экономических показателей является коррупция. В условиях высоких цен на сырье большая часть доходов просто разворовывалась. По уровню коррупции Камерун выделяется даже среди других неблагополучных в этом отношении африканских стран. Особую славу получили камерунские дороги, зачастую больше напоминающие канавы, совершенно непригодные для передвижения, — результат чиновничьего пренебрежения и украденных фондов.

Только один раз, в 2004 году, правительство объявило о начале антикоррупционной кампании, но фактически она ничем не закончились. Даже когда правительственные чиновники попадают за решетку и обвиняются в коррупции, это совершенно не означает, что именно из-за коррупции они туда попадают. Один крупный чиновник, бывший глава администрации и советник президента жаловался французским журналистам, что был арестован и осужден по коррупционной статье из-за того, что убеждал президента не баллотироваться на новый срок.

Испытывая нарастающие финансовые трудности, особенно после окончания эпохи высоких нефтяных цен, правительство в последние годы активно вкладывает средства в другие экспортные отрасли – производство кофе, какао, хлопка и др. Экспорт нефти увеличился, введены в эксплуатацию новые месторождения. Активно развивается сотрудничество с Китаем, который выступает не только инвестором, но и кредитором в ряде крупных инвестиционных проектов – например, в проекте строительства комплекса солнечных батарей для электрификации отдаленных провинций (реализуется с 2015 года). Вообще, рост доступа населения к электроэнергии и питьевой воде являлись теми достижениями, которые правительство предъявляло накануне президентской кампании 2018 года.

Сам Бийя предпочитает вести закрытый образ жизни. Он редко появляется на публике, о его жизни мало что известно. Одним из известных фактов является владением им недвижимостью во Франции и Швейцарии, куда он любит уезжать, иногда на пару недель, а иногда на несколько месяцев. В стране ходят слухи, что он вообще приезжает в Камерун только для участия в общественно-значимых событиях. Бийя сам отчасти способствовал возникновению таких слухов, когда признался, что не живет в президентском дворце, и даже в столице. Президент редко высказывается по актуальным для страны темам, предпочитая произносить пропагандистские речи, по сути, никак не соотносящиеся с реальностью.

Вызовом для камерунских властей был конфликт с боевиками Боко Харам, которые начали проникать на территорию северного Камеруна с 2013 года. Камерунские власти боролись с ними с переменным успехом; однако Бийя, выступая в 2018 году в предвыборной поездке на севере страны, утверждал, что вторжения боевиков, наконец, удалось прекратить.

Но настоящей проблемой Камеруна в последние десятилетия является стремление к независимости двух англоговорящих регионов западного Камеруна. В период формирования независимого государства в состав Камеруна была включена область, колонизированная в своё время англичанами. Она была частью колонии Британский Камерун, который был разделён на северную и южную части. Северная часть была включена в состав Нигерии. Южной части изначально предполагалось предоставить независимость, однако вместо этого был организован сомнительный референдум, по результатам которого территорию включили в состав франкоязычного Камеруна в рамках федеративного государства. В отличие от большинства камерунцев, население «Южного Камеруна» (образовавшего Северо-западный и Юго-западный регионы Камеруна) было англоязычным и с самого момента предоставления независимости оказалось лингвистическим меньшинством. Однако на территории проживало примерно 20% от численности населения страны, то есть, это было меньшинство, но довольно значительное.

Правительство всегда заявляло о единстве камерунского народа, но на деле «второсортность» англоязычных регионов была свершившимся фактом. Федеративный характер образованного государства Камерун последовательно выхолащивался, так как авторитарный характер режима первого президента Ахиджо не предполагал какого-то реального регионализма. В 1972 году федеративная республика была официально заменена на унитарную по результатам референдума. В 1983 году территория бывшего южного Британского Камеруна была разделена на две провинции.

Первые попытки англоязычного населения защитить свою идентичность относятся к 1990 году. Тогда группа активистов опубликовала 156-страничный манифест, в котором говорилось о злоупотреблениях франкоязычного большинства. В 1992 году англоязычный кандидат, вероятно, победил Бийю на выборах, что власти не признали. В течение 1990-х годов представители англоязычного меньшинства вели активную работу по продвижению своей позиции в международных организациях. В конце концов, Бийя в 1996 году назначил англоязычного политика Питера Мусонге Мафане премьер-министром, однако это не смогло предотвратить столкновения после парламентских выборов 1997 года. Представители англофонов обвинили власти в подтасовке результатов, после бойкотировали президентские выборы. В 2001 году SCNC, главная политическая организация, выступающая за независимость «Южного [Британского] Камеруна», была объявлена вне закона.

С этого момента правительство Бийи перешло к силовым методам подавления сепаратистов. В апреле 2004 года был убит лидер SCNC Патрик Мвубе. Протесты подавлялись полицией, активистов брали под стражу, причём некоторые проводили там год без предъявления обвинений. Эта политика проводится уже 15 лет, полиция регулярно разгоняет демонстрации и арестовывает участников. Кроме подавления протестов, власти взяли курс на языковую ассимиляцию, активно внедряя в школах англоязычных провинций образование на французском языке.

В октябре 2016 года SCNC объявило о начале сбора подписей под петицией о проведении референдума о независимости на территории двух англоязычных провинций. Тогда же состоялась забастовка, охватившая регион – одна из первых, которые впоследствии стали почти обычным явлением. Результатом того, что ситуация совершенно вышла из под контроля центральных властей, стали массовые протесты и демонстрации, на волне которых 1 октября 2017 года было объявлено о независимости «Федеративной республики Амбазония».

Бийя
Ambazonia Protest

Демонстрация в поддержку Амбазонии, 19 августа 2018 года
Автор: kyle tsui

Последующие события показали, что центральное правительство ликвидировать эту «независимость» не смогло, хотя и установило в крупных населённых пунктах фактически полицейский режим. Территория переживает гуманитарную катастрофу, около 20 тыс. человек перебралось в Нигерию. Несмотря на ввод камерунской армии, сепаратистам удалось фактически сорвать президентские выборы 2018 года на территории «Амбазонии».

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Джеймс Мичел

Джеймс Мичел

Джеймс Мичел – один из представителей плеяды президентов «управляемых демократий». Фактически унаследовав власть от своего друга и многолетнего патрона Рене, он также передал ее своему вице-президенту, на фоне регулярных заявлений оппозиции о подтасовках выборов.


Дэнни Фор

Дэнни Фор

Дэнни Фор – представитель нового поколения сейшельских политиков – воспитанников правящей партии SPPF.

Филипе Ньюси

Филипе Ньюси

Филипе Ньюси – образованный менеджер, которому удалось погасить гражданскую войну и успешно лавировать, разгребая промахи предыдущего правительства.

Африка без сафари. Приключенческая повесть

Африка без сафари

Полицейские-бандиты, людские притоны, речные пираты, дырявые лодки, люди, привязанные верёвками к бортам машин, жареные мыши на шампурах — это Мозамбик. Разве только это?


Мозамбикские сафари. Кулик С.Ф.

Мозамбикские сафари

Автор рассказывает о молодом африканском государстве Мозамбик, где он прожил несколько лет. На основании личных впечатлений и обширных оригинальных источников С.Ф.Кулик ярко описывает своеобразную природу Мозамбика, быт и традиции его народов, показывает хозяйственные и социальные преобразования в этой стране.