Правители Африки: XXI век

2013-2014: Мишель Джотодия

Президент Центральноафриканской республики (24.III.2013-10.I.2014)

Джотодия Мишель
Полное имя Мишель Ам-Нондокро Джотодия

Michel Am-Nondokro Djotodia

Родился 1949, Жордиль, префектура Вакага, Убанги Шари,

Французская Экваториальная Африка

Умер Нет
Президент 24.III.2013-18.VIII.2013
Президент переходного периода 18.VIII.2013-10.I.2014
Этнос  Гула
Вероисповедание Мусульманин

Джотодия был главой вооруженных отрядов мусульман и президентом на обломках государственности в стране, охваченной гражданской войной на религиозной почве.
Карьера Мишеля Джотодии началась с государственной службы. Он получил экономическое образование в СССР, в учетно-кредитном техникуме в г. Орле и Университете им. Патриса Лумумбы. В СССР он провел 10 лет, женился и завел двух дочерей. В ЦАР он вернулся после избрания Патассе и работал в министерстве планирования. Очевидно, жизнь клерка его не удовлетворяла. Джотодия отличался властолюбием уже тогда (это отмечают люди, которые знали его давно) и дважды безуспешно пытался избраться в Национальную Ассамблею. После этого ему удалось получить назначение консулом в суданский город Ньяла (Южный Дарфур), где, вероятно, он наладил связи с чадскими повстанцами. После прихода к власти Бозизе Джотодия организовал оппозиционную группировку, которая позднее влилась в Союз демократических сил за объединение (UFDR), где стал командующим военного крыла. Эта группировка контролировала родной регион Джотодии – префектуру Вакага. Важно заметить, что Джотодия имел довольно хорошее образование, говорил на нескольких языках, имел некоторый дипломатический опыт, и поэтому занял видное место в UFDR, хотя и не был его лидером.
В 2006 году Джотодия был арестован властями Бенина по запросу правительства Бозизе и провел 1,5 года в тюрьме. При посредничестве ливийцев UFDR заключило мирное соглашение с центральным правительством, однако, по-видимому, последующие несколько лет Джотодия провел, готовя свои вооруженные формирования к выступлению. Благодаря наращиванию собственной военной силы он становился все более самостоятельной фигурой. Тем не менее, когда движение «Селека» («Союз») было сформировано в 2012 году, на основе коалиции нескольких группировок, Джотодия был одним из глав коалиции, а не абсолютным ее лидером.
Эффективность Селеки по достижению захвата власти имеет много причин, но главная, очевидно, — в организационном потенциале мусульманской общины. Мусульманам северо-востока ЦАР, при поддержке наемников из Чада и Судана и наличии финансирования (реализация алмазов, помощь бизнесменов-мусульман), объединенным религиозным самосознанием, удалось создать военные формирования высокой боеспособности. Целей Селеки было, насколько можно понять, несколько. Можно выделить: желание навести порядок и стабильность (поначалу – на территориях компактного проживания мусульман); стремление отомстить христианам за годы притеснений (это имело место на бытовом уровне) и присвоение ими природных богатств (все предыдущие правительства были христианские). Официально среди требований Селеки было выполнение правительством своих обещаний, создание гражданского общества, выплата компенсации бывшим повстанцам, расследование исчезновения политических оппонентов режима (например, Шарля Масси). Однако было очевидно, что главная цель – свержение Бозизе.
Селека начало занимать города ЦАР 20 декабря 2012 года и в течение 2-х недель взяло под свой контроль 75% территории страны. В марте 2013 был занят Банги, а Джотодия провозгласил себя президентом ЦАР. Продвижение Селеки сопровождалось жутким всплеском насилия с обеих сторон – и среди мусульман, и среди христиан. Мусульмане пользовались возможностью отомстить за прежние обиды христианам. Религиозные войны всегда отличались чудовищной ожесточенностью. Христиане начали создавать отряды самообороны «анти-балака» («анти – мачете»), которые стали сражаться с отрядами Селеки. Таким образом, конец 2012 года характеризуется началом гражданской войны, которая длится до сих пор.
Несмотря на длительную вовлеченность в политику, большинству населения христианской части ЦАР Джотодия был совершенно неизвестен. Для христиан «юга» он и его люди были пришельцами-чужаками с севера. Джотодия часто появлялся в тюрбане, головном уборе, совершенно нехарактерном для большинства жителей ЦАР. Он не стал занимать президентский дворец, а обосновался в лагере Камп-де-Ру, откуда военные контролировали столицу. Очевидно, это было вызвано соображениями безопасности, он этим он тем более напоминал чужеземного захватчика. Своей столице новый президент не доверял.
Первыми шагами Джотодии была отмена конституции, роспуск Национальной Ассамблеи и заявление о том, что он будет править без проведения президентских выборов до 2016 года. Впрочем, под давлением международного сообщества ему все же пришлось созвать временный парламент (Национальный Переходный Совет, CNT), который в апреле 2013 года наделил его полномочиями президента до момента определения главы государства на переходный период. Это позволило Джотодии каким-то образом легитимизировать свою власть. Официально Джотодия стал переходным президентом в августе 2013, когда уже был «избран» членами CNT. В сентябре, опять же, под давлением международного сообщества, он был вынужден объявить о роспуске Селеки, вследствие очевидных злодеяний ее отрядов против гражданского населения. Это, однако, не повлияло на фактическое положение дел, так как у Джотодии не было инструментов принуждения собственных людей.
На протяжении всего 2013 года столкновения между Селекой и отрядами анти-балака принимали ожесточенный характер. Как и следовало ожидать, бойцов Селеки Джотодия контролировать способен не был. Страна прочно погрузилась в хаос гражданской войны, которые современные исследователи описывают как «геноцид», осуществляемый обеими сторонами. Государственные институты фактически полностью перестали существовать. К примеру, в августе 2013 в столице Банги не было централизованной подачи электричества, питьевой воды, не функционировали государственные службы, нельзя было получить медицинскую помощь. Тысячи беженцев покинули страну. Экономика за пределами натурального хозяйства перестала существовать, и неудивительно, что в 2013 году Всемирный банк поместил ЦАР на последнее, 185-е место из 185-ти, по критерию простоты ведения бизнеса.
В декабре 2013 года в ЦАР были введены войска Франции и ряда стран Африки, с целью снижения градуса насилия. Джотодия оказался одиозным символом царящего в стране беспорядка. 9 января 2014 года он впервые за все время правления покинул страну, чтобы принять участие в саммите Экономического Сообщества стран Центральной Африки, где должны были обсуждать ситуацию в ЦАР. Это поездка привела к быстрому и бескровному смещению Джотодии руководством центральноафриканских стран. Совершенно ясно, что с ним особо не церемонились. Уже 10 января было объявлено, что «члены сообщества приняли отставку» Джотодии, а сам он был отправлен в изгнание в Бенин, где и проживает в настоящее время.
В июле 2014 года группировка Селека сделала заявление, что Джотодия по-прежнему является ее лидером.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Фестус Могае

Фестус Могае

Фестуса Могае следует рассматривать как классического «системного» политика, обязанного президентским постом правящей в стране Демократической партии Ботсваны (ДПБ).


Иан Кхама

Иан Кхама

История Иана Кхамы – история «принца», причем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. Сын первого президента Серетсе Кхамы, он с первого дня независимости Ботсваны был частью самой верхушки элиты нового государства.

Олусегун Обасанджо

Обасанджо

Обасанджо, настоящей «глыбе» нигерийской политики, случалось на протяжении жизни быть и военным диктатором, и демократически избранным президентом одной из самых коррумпированных стран мира.

Языковая политика во франкоязычных странах Африки: Центральноафриканская Республика, Камерун и Сенегал

Языковая политика

Монография посвящена вопросам языковой политики и языковой ситуации в Центральноафриканской Республике, Камеруне и Сенегале.


Гончие Бафута

Гончие Бафута

В книге Джералда Даррелла рассказывается об экспедиции на западное побережье Центральной Африки, в мир, еще не тронутый цивилизацией. Вы познакомитесь с редкими видами животных горного Камеруна, их забавными привычками, откроете для себя жизнерадостную философию владыки Бафута и его простодушных лукавых подданных.