Правители Африки: XXI век

1990- : Идрис Деби Итно

Президент Чада с 2.XII.1990

Идрис Деби Итно
Полное имя Идрис Деби Итно (c 26.I.2006)

Idriss Deby Itno

Идрис Деби (до 26.I.2006)

Idriss Deby

Родился 18.VI.1952, Фада, Чад,

Французская Экваториальная Африка

Умер Нет
Председатель
Движения
национального
спасения
2.XII.1990-4.XII.1990
Председатель Государственного
Совета
4.XII.1990-4.III.1991
Президент с 4.III.1991
Этнос Загава
Вероисповедание Мусульманин

Идрис Деби Итно – один из «классических» африканских диктаторов, который уже больше 25 лет правит в стране, где не прекращается гражданская война.

Выходец из бедной семьи Идрис Деби – сын пастуха, который выбрал военную карьеру. Окончив офицерскую школу в Чаде в 1976 году, он был послан во Францию, где выучился на пилота. В начале 1980-х, когда Чад оказался ареной борьбы нескольких вооруженных группировок, Деби примкнул к одному из претендентов на власть, Хиссену Хабре. С победой Хабре Деби получил возможность продолжить военную карьеру. Он участвовал в войнах с Ливией, которая в течение 1980-х годов неоднократно вторгалась в Чад. В 1986-1987 годах продолжил военное обучение во Франции, после чего был назначен советником президента в сфере обороны и безопасности. Успешный военачальник, Деби был, в конце концов, заподозрен президентом в планировании переворота. Сумев избежать ареста, он в апреле 1989 года с группой единомышленников прорвался в Судан. Там он организовал Движение национального спасения, которое в октябре 1989 при поддержке суданских и ливийских властей начало наступление на силы Хабре. Через год Деби сумел захватить столицу и провозгласил себя главой государства.

Деби стал главой государства, уже долгое время находившегося в состоянии внутренней смуты. Население Чада состоит из мусульман, преимущественно проживающих на севере, и христиан, населяющих южную часть страны; помимо религиозных различий, между последователями разных конфессий есть и этнические, что усиливает поляризацию. Более того, хотя численность мусульман больше, христиане составляют более 40% населения, что предопределяет затяжной характер противостояния – опора для каждой противоборствующей стороны достаточно велика. Центральной власти сложно было скрепить столь разнородное население, за исключением силового подавления, которое широко практиковалось всеми предшественниками Деби. Закономерно, что и сам Деби был вынужден для сохранения власти опираться, прежде всего, на силу – его власть оспаривали на всем протяжении правления.

После прихода к власти Деби пробудил определенные надежды на установления стабильности и демократизацию власти. Несмотря на то, что Хабре пытался вернуть власть вооруженным путем и в целом ситуация была неспокойной, в 1992 была разрешена деятельность политических партий и собрана Национальная Конференция для выработки политического диалога. Были проведены переговоры с МВФ об экономических реформах. В 1996 году Деби победил на выборах, которые были признаны международной общественностью демократическими. Однако ситуация в стране и реальные возможности для организации управления были таковы, что ни Деби, ни другой современный ему политик, который мог тогда реально претендовать на власть, вряд ли удержались бы в рамках демократии.

Даже в относительно спокойные годы правительство сталкивалось то с одним мятежом, то с другим. В начале правления Деби на юге страны мятежники пытались удержать контроль над нефтяным месторождением Доба. Правительству, в конечном счете, удалось установить контроль над регионом и реализовать один из своих наиболее успешных экономических проектов – строительство нефтепровода Чад-Камерун (2000-2003). В 1998 году на севере страны восстал бывший сторонник Деби, Юсуф Тогоими, при поддержке ливийцев.

Когда разгорелся конфликт в Дарфуре (западный Судан), Деби поначалу не хотел влезать еще и в это осиное гнездо. Тем более, что в 1990-х Омар аль-Башир помог ему победить прежнего диктатора Хабре. Однако, по-видимому, ему пришлось выступить на стороне дарфурских повстанцев, так как Дарфур населяла народность загава, и для сохранения стабильности собственного режима (он сам, вся военная верхушка и политическая элита были загава) ему пришлось помогать соплеменникам. Судан не мог оставить это без внимания, в результате чего Чад был втянут в длительную и опасную войну с могущественным соседом. Война фактически перекинулась на территорию Чада, в полном соответствии с суданской практикой дестабилизации соседних государств, которая проводилась ради стабилизации собственной территории.

Деби
Children at water collecting place in Farchana refugee camp in Chad

Дети у места сбора воды, лагерь беженцев Фаршана в Чаде
Автор: SuSanA Secretariat

В условиях перманентной войны режим Деби постепенно перешел к полностью авторитарной модели управления, с опорой на узкий круг доверенных лиц. Речь об экономических реформах уже не шла, имевшиеся в распоряжении правительства деньги и международная помощь, а также появившиеся нефтяные доходы расходовались на военное противостояние. В 2005 году было разорвано соглашение с МВФ по финансированию экономических проектов. Отчасти это было сделано вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры, наполнившей чадский бюджет. Вместо развития экономики было резко усилено финансирование армии: с 0,84% ВВП в 2005 до 7,9% в 2009 году.

Это решение было в полной мере выбором стратегии развития страны. Деби создавал мощный «кулак», который был ему жизненно необходим. В 2006 и 2008 годах столица Чада Нджамена была почти взята мятежниками, которые добрались до президентского дворца и бросали в него гранаты. Однако после уличных боев верные Деби силы все же смогли отбить нападавших. Наступления велись с территории Дарфура и осуществлялись при очевидной поддержке Судана. Тем не менее, режим Деби сумел выстоять. К 2010 году отношения с Суданом были нормализованы.

Однако мощная армия была нужна Деби не только для обороны. Чадские военные постепенно стали важным элементом системы региональной безопасности, своего рода «жандармом», готовым принимать участие в региональных конфликтах. Это оказалось очень востребованной услугой, так как европейские страны всё меньше горели желанием использовать в Африке свои войска. А Чад охотно их предоставлял. Это стало его товаром. Начиная с 2010-х совместно с Францией Чад осуществлял борьбу против исламистов в Мали в 2013 году и вооруженных формирований в ЦАР. С 2015 года армия Чада ведёт перманентную войну против Боко Харам. Нигерийские боевики добирались до Нджамены и устраивали там побоища, не говоря уже о пограничных областях.

Предоставляя своих солдат, Деби рассчитывает на политические дивиденды, которые важны всё сильнее, по мере того, как президент всё дольше и дольше сидит в своём кресле. Западные страны действительно закрывают глаза на его авторитарное правление, размещая в Чаде свои военные штаб-квартиры и тренируя чадских военных. В частности, Чад активно сотрудничает с США в военной сфере и является основной базой операций американских войск в центральной Африке. Благодаря американской помощи и инструкторам, его армия по праву считается одной из сильнейших и боеспособных в регионе.

Сам президент, благодаря активному «миротворчеству», является на международной арене не парией, как вполне могло бы быть, а вполне уважаемым африканским лидером. Он считается неформальным главой франкофонского сообщества и проводником интересов Франции в регионе. В начале 2016 года Деби был избран председателем Африканского Союза.

Деби
President Jacob Zuma meets Chad President Idriss Deby Itno at the start of the meeting of the high level committee on Africa’s common position on the post 2015 development agenda. Sixty-eighth UN General Assembly, 22 September 2013

Президент Джейкоб Зума приветствует президента Чада Идриса Деби Итно на конференции по проблемам развития Африки после 2015 года. 68-я Генеральная Ассамблея ООН, 22 сентября 2013 года
Автор: GovernmentZA

Благодаря внешней поддержке, Деби имеет возможность не оглядываться на оппозицию. В 2005 году ограничение на количество сроков, прописанное в конституции, было отменено. Дальнейшие переизбрания президента уже не соответствовали никаким международным стандартам (достаточно знать, что на выборах 2011 года он получил 89% голосов) и не признавались оппозицией. Ряды вооруженных противников Деби стали пополняться за счет его бывших сторонников, обвинявших президента в коррупции и предательстве. В 2006 году Чад был назван журналом Форбс самой коррумпированной страной мира.

Чад неплохо существовал в эпоху высоких нефтяных цен, однако их падение в середине 2014 года тяжело ударило по экономике Чада, бюджет которого на 75% наполняется доходами от продажи нефти. Правительство было вынуждено секвестировать расходы бюджета и оказалось неспособным выполнять свои обязательства перед кредиторами. К 2017 году дефицит бюджета достиг 400 млн. долл., начались перебои с выплатами зарплат госслужащим. Это привело к серии забастовок, крупнейшая из которых прошла в начале 2018 года и длилась 7 недель, что привело к закрытию больниц, судов и школ. В апреле 2018 году МВФ был вынужден одобрить стране обеспечение для возврата кредитов, которые страна набрала в 2013-2014 годах, на пике нефтяного бума, и теперь не может вернуть. Кроме того, в сентябре 2017 года конференция доноров даже превзошла ожидания правительства Чада, одобрив финансирование Национального плана развития на 2017-2021 годы в размере 20 млрд. долл.

Деби
Atelier sur la problematique des evasions fiscales au Tchad, 8.01.2018

Семинар по проблеме собираемости налогов в Чаде, 8 января 2018 года
Автор: Public Services International

В последние годы режим испытывает рост давления гражданского общества. Протесты касаются уже не отдельных экономических проблем (таких, как задержки выплат зарплат и стипендий), а самой властной модели, когда страной управляет одиозный президент и узкая клика его сторонников, сосредоточивших в своих руках богатства страны. Когда было высказано подозрение в причастности сына высокопоставленного чиновника, министра Факи к изнасилованию девочки-подростка, это вызвало гневную многочисленную демонстрацию в Нджамене, — такого не бывало давно, так как демонстрации в столице власти всегда жестоко разгоняли и население опасалось в них участвовать. Растёт политическая активность простых людей, разочарованных в коррумпированном режиме, которые ранее оставались вне политики.

Главной опасностью для президента Деби становятся уже не мятежники, а молодежь – та самая, которая смогла сместить многолетнего правителя Буркина-Фасо Блэза Компаоре. К примеру, попытка запрета езды на мотоциклах без шлема привела в нескольким дням беспорядков, человеческим жертвам и временному закрытию школ и университетов. В преддверии выборов 2016 оппозиция провела массовые акции протеста, которые длились неделями, и даже сам Деби высказался в том смысле, что-де нужно вернуть конституционное ограничение на число президентских сроков. Опасаясь массовых протестов, в день выборов в стране был отключен интернет и сервис sms, многим иностранным журналистам не дали освещать выборы. В итоге Деби был избран на новый срок, но получил лишь 60% голосов, а оппозиция выборы не признала. После выборов представители оппозиция заявили об исчезновении около 20 солдат, которые, предположительно, отказались голосовать за Деби.

Не желая выпускать власть из рук и далее, Деби организовал то, что он торжественно назвал «Четвертой республикой». После двухнедельных дебатов, которые игнорировались оппозиционными политиками, 30 апреля 2018 года парламент, в отсутствии оппозиционных депутатов, принял новую конституцию. Самое важное в ней было то, что снова устанавливался лимит на два президентских срока, однако он не мог быть применён ретроспективно, в результате чего президент снова получил возможность избраться, а после переизбраться на свой пост. Президентский срок увеличивался до 6 лет, позволяя Деби находиться у власти до 2033 года. Один из оппозиционных политиков, Макс Лоалнгар, заявил, что новая конституция «нарушает баланс [ветвей] власти и сталкивает страну в автократию. Мы не должны отдавать страну в руки одного человека». Другие заявляли, что в стране только что была учреждена «монархия».

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Джон Махама

Джон Махама

Джон Махама – президент, прозванный «мистер Отключение» за плохое электроснабжение, чье правление оказалось не очень успешным, и которому так и не удалось переизбраться.


Джерри Роулингс

Джерри Роулингс

Джерри Роулингс – один из африканских правителей, переживших метаморфозу от военного диктатора левых взглядов до борца с коррупцией и гаранта демократического процесса.

Амина Гуриб-Факим

Амина Гуриб-Факим

Биохимик и видный учёный, Амина Гуриб-Факим была повсеместно уважаемым эталоном успешной африканской женщины-политика. Потом она перепутала банковские карточки и её президентство окончилось полным и позорным фиаско.

Нигеро-конголезский праязык: личные местоимения

Нигеро-конголезский праязык

Книга предназначена для специалистов по африканским языкам, сравнительно-историческому и ареально-типологическому языкознанию, африканистов, а также для всех, кто интересуется историей и доисторическим развитием человеческого языка.


Колониальные войны и локальные конфликты (комплект из 2 книг)

Колониальные войны

1. англо-Бурская война. 1899-1902. Дойл А. К. 2. Индия, Судан, Южная Африка. Походы Британской армии. 1897-1900