Правители Африки: XXI век

1997- : Дени Сассу-Нгессо

Президент Республики Конго с 25.X.1997

Дени Сассу-Нгессо
Полное имя Дени Сассу-Нгессо

Denis Sassou Nguesso

Родился 23.XI.1943, Эду, область Кювет, Французское Конго,
Французская Экваториальная Африка
Умер Нет
Президент с 25.X.1997
Этнос Мбочи
Вероисповедание Христианин

Дени Сассу-Нгессо принадлежит к старожилам африканской политики, который не устоял перед волной демократизации начала 1990-х, но смог вернуться к власти снова – и уже на 20 лет.

Будущий президент родился в семье, принадлежащей к этническому меньшинству мбочи, проживающему на севере страны. Окончив школу в Лубомо он в возрасте 17 лет вступил в новообразованную армию республики Конго, только что получившего независимость от Франции. В 1961-1964 годах Сассу-Нгессо получал военное образование – сначала на родине, в военной школе генерала Леклерка, потом в ЦАР, Алжире и, наконец, в военном училище Сен-Мэзан во Франции. В конголезской армии он получил назначение в элитное десантное подразделение в звании младшего лейтенанта.

Сассу-Нгессо был в числе военных, поддержавших свержение правительства Юлу в 1963 году. Тогда к власти пришло гражданское правительство «левого» уклона и страна постепенно начала дрейфовать в сторону соцлагеря. Когда в 1968 году Мариен Нгуаби, командир подразделения, под началом которого Сассу-Нгессо служил, захватил власть в стране, будущий президент, что называется, «попал в обойму». Как и новый глава государства, он тоже придерживался левых взглядов. Именно ему был доверен пост командира единственного в стране отряда спецназа, который занимал Нгуаби, ставший главой государства, — то есть, доверие было высочайшим.

В самом конце 1975 года Нгуаби образовал военный комитет из 11 членов, куда вошёл и Сассу-Нгессо. Необходимость образования этого органа была вызвана внутренними интригами внутри правящей верхушки, и Нгуаби сконцентрировал фактическую власть у лично отобранных им членов комитета. Через несколько дней, в январе 1976 года Сассу-Нгессо стал министром обороны и государственной безопасности.

После убийства Нгуаби в марте 1977 года Сассу-Нгессо обеспечил сохранение режимом власти, который возглавил Йомби-Опанго. Сам Сассу-Нгессо получил звание полковника и был назначен вице-президентом Военного комитета Конголезской рабочей партии, сохранив пост министра обороны. Фактически Сассу-Нгессо, контролировавший армию, обладал ключевым влиянием. В феврале 1979 году Йомби-Опанго был смещен в результате внутрипартийных интриг «за правый уклон», а Сассу-Нгессо был избран на его место. В июле, после проведения соответствующего референдума, Сассу-Нгессо получил пост президента республики.

Первое президентство Сассу-Нгессо (1979-1992) являлось, в целом, продолжением политики предшественников: Народная республика Конго принадлежала к социалистическому лагерю, в стране существовала однопартийная система, президент был председателем Центрального комитета Конголезской рабочей партии. Однако новый глава государства был значительно менее догматичен и «марксистский путь» Народной республики Конго начал приобретать неканонические черты. В отличие от предшественников Сассу-Нгессо сотрудничал с МВФ и пытался привлечь в страну иностранных инвесторов, прежде всего из Франции и США. Это было насущной необходимостью, так как доходы от традиционного экспорта древесины и ископаемых падали.

Несмотря на допуск в страну бизнеса из капстран, экономика по-прежнему была организована в рамках 5-летних планов, а Сассу-Нгессо сохранял хорошие связи с СССР. В мае 1981 года в Москве он подписал большой рамочный договор о дружбе и сотрудничестве на ближайшие 20 лет. Он, однако, отказался открывать в Конго вторую военно-морскую базу, так что подписание не было безоблачным. Вместе с тем, на протяжении долгих лет Сассу-Нгессо оставался руководителем страны, приверженной марксизму-ленинизму, пусть даже формально. К этому времени относится забавный эпизод, связанный лично с президентом. Когда в 1989 году Сассу-Нгессо выдавал замуж свою дочь за президента Габона Омара Бонго, приданое невесты составило 200 долларов – это была максимальная сумма, которую коммунисту (а Сассу-Нгессо, стоявший во главе Конголезской Партии труда, им пока считался) разрешалось заплатить.

С разрушением «социалистического лагеря» и под нажимом французов президент был вынужден провести экономические реформы и отказаться от монополии на власть. Еще в конце 1980-х его власть начали оспаривать однопартийцы: в сентябре 1987 года случился мятеж бывшего члена Военного комитета Пьера Анги. Впрочем, на IV Съезде партии в июле 1989 года Сассу-Нгессо в очередной раз был избран на 5-летний срок в качестве президента и главы правящей партии. Однако ситуация быстро менялась и президент оказался достаточно прагматичным, чтобы уловить новые веяния. В конце 1989 года страна отказалась от социалистической модели экономики, была объявлена политическая амнистия. В феврале 1990 года Сассу-Нгессо совершил официальный визит в США. В сентябре 1990 года была введена многопартийность, в декабре Конго официально отказалось от «социалистического выбора».

Сассу Нгессо
President of Congo Brazzaville Denis Sassou Nguesso arrives at the Waterkloof Airforce Base to attend the 25th AU Summit under the theme «2015 year of Women Empowerment and Development towards Africa’s Agenda 2063.”, 13 June 2015

Президент Конго-Браззавиль Дени Сассу-Нгессо прибывает на авиабазу Уотерклуф, чтобы принять участие в 25 Саммите Африканского Союза по теме «2015 год — год развития и усиления прав женщин в рамках программы Африка 2063», 13 июня 2015 года
Автор: GovernmentZA

В 1991 году, как и в ряде других стран Африки, Сассу-Нгессо фактически был лишен реальной власти Национальной конференцией. В отличие от других государств, в Конго процесс шёл достаточно мирно. Большого запроса на демократические реформы в стране не было, и крупных акций протеста против правительства почти не было тоже. Однако и президент, казалось бы, не стремился держаться за власть. В феврале 1991 года он лично открыл Национальную конференцию, которая объединила делегатов различных оппозиционных партий. К середине года Национальная конференция назначила премьер-министра, сконцентрировавшего в своих руках реальную власть и начавшего институциональные реформы. Стране было возвращено прежнее название «республика Конго», были назначены президентские выборы. Сассу-Нгессо принял в них участие, однако с треском проиграл в первом туре, набрав около 17% голосов. В августе 1992 года он передал власть победившему оппозиционеру Лиссубе.

Правление Паскаля Лиссубы (1992-1997) прошло в почти не прекращающейся гражданской войне. Непопулярные экономические решения и отсутствие единства элит привело к фактическому развалу государства. Главные конкуренты Лиссубы на президентских выборах 1992 года (Колелас и Сассу-Нгессо) сформировали собственные вооруженные отряды и фактически разделили страну на сферы влияния. В какой-то степени у них не было выбора.

В 1993-1994 годах шла гражданская война, в которую были вовлечены соседние страны. Когда ожесточение сторон стало очевидным, Сассу-Нгессо с семьей предпочли уехать во Францию, откуда наблюдали за боями между формированиями Лиссубы и Колеласа, и оставались там до 1997 года. Гражданская война закончилась безрезультатно, без определённого победителя, поэтому её возобновление в июне 1997 года было ожидаемым. Толчком к обострению конфликта стали предстоящие президентские выборы и возвращение в страну Сассу-Нгессо, который объявил о своём намерении выставить свою кандидатуру.

5 июня 1997 года солдаты правительственной армии окружили дом, в котором находился Сассу-Нгессо, недавно вернувшийся из эммиграции. Официально было объявлено о проведении операции по разоружению незаконных вооружённых формирований, однако на деле начался бой между сторонниками Лиссубы и бывшего президента (Сассу-Нгессо не был наивен и его охраняли 5000 бойцов ополчения, называвшихся «кобра»). Насилие быстро охватило столицу и вскоре гражданская война разгорелась с новой силой, сопровождаемая взаимными обвинениями сторон.

По существу, это был не только внутриконголезский, но региональный конфликт. С одной стороны, было налицо противостояние «северян» Сассу-Нгессо и «южан» Лиссубы. С другой стороны, поддержка Лиссубой формирований УНИТА в Анголе привело к тому, что ангольское правительство поддержало Сассу-Нгессо. В итоге конфликт в республике Конго приобрёл наднациональный масштаб, в него включились и другие силы, действующие в регионе. Сассу-Нгессо смог заручиться поддержкой Франции (и ещё точнее, французской нефтяной компании Эльф), Габона (Бонго, напомним, был женат на его дочери, и был верным союзником французов), также на его стороне сражались солдаты разгромленной армии свергнутого заирского диктатора Мобуту. Французы в июне 1997 года вывели из Браззавиля воинский контингент, заслужив обвинение правительства Лиссубы в том, что они «предоставляют демократию в Конго своей судьбе». Однако решающей оказалась помощь правительства Анголы, которая осуществлялась через территорию Кабинды.

К 15 октября 1997 года «кобры» Сассу-Нгессо заняли Пуант-Нуар и Браззавиль, президент бежал. 23 октября Сассу-Нгессо торжественно вступил в столицу, а через два дня принёс президентскую присягу. Гражданская война, тем не менее, продолжалась еще два года. Временами правительство даже столицу контролировало неполностью, а бои велись с использованием артиллерии. Иногда противники Сассу-Нгессо добивались видимых успехов, например, в январе 1999 года отряды Лиссубы захватили гидроэлектростанцию в Мукукулу. В ходе гражданской войны, которая была закончена при посредничестве Бонго хрупким миром в декабре 1999 года, погибли тысячи человек, около 800 тыс. стали беженцами, был серьезно разрушен Браззавиль и, в целом, инфраструктура страны.

Придя к власти на солдатских штыках, Сассу-Нгессо старался избежать образа единоличного правителя. Он сформировал правительство «национального оздоровления» с близкими ему партиями, хотя ни одного крупного оппозиционера в нём не было. В конце 1997 года он объездил ряд африканских и европейский стран, в частности, встречался с президентом Франции Шираком и премьер-министром Жоспеном. Во внутренней политике были предприняты шаги по установлению гражданского мира, вылившиеся в созыв в январе 1998 года Национального форума примирения, единства и демократии, на который собрались 1400 делегатов от разных политических сил и общественных объединений. Форум, впрочем, имел ограниченные полномочия и, по сути, был призван только одобрить 3-х летний переходный период, за который должна была быть подготовлена новая конституция и новые выборы главы государства. Кроме того, был сформирован Национальный переходный совет из 75 членов. Эти манипуляции позволили Сассу-Нгессо легитимизировать свою власть, полученную силой оружия, перед лицом западных демократий и международных институтов. Уже в июле 1998 года он смог получить от МВФ экстренный заем, а также возобновить сотрудничество с Европейским Союзом.

Стиль правления Дени Сассу-Нгессо в годы, последовавшие за захватом власти, позволяет охарактеризовать его как одного из самых авторитарных и коррумпированных глав африканских государств. Хотя он был последовательно избран президентом в 2002, 2009 и 2016 годах, а в 1997-2002 годах был провозглашен «национальный диалог» между политическими и общественными силами, фактически усилий для такого диалога предпринято не было. Сассу-Нгессо не пытался создавать даже видимость политической конкуренции, полностью отстранив настоящую оппозицию от участия в политике. В начале 2001 года два основных соперника Сассу-Нгессо, находившиеся в Париже, были заочно осуждены – Лиссуба на 20 лет тюрьмы, а Колелас вообще был приговорён к расстрелу.

В итоге, оппозиция бойкотировала все президентские выборы, начиная с 2002 года, что не так часто бывает даже в африканских странах. Президент, со своей стороны, не очень стеснялся, укрепляя свою власть. В январе 2002 года, в преддверии президентских выборов, была принята на референдуме новая конституция, предполагающая исключительно сильную президентскую власть. К примеру, парламент не имел полномочий, чтобы сместить президента, срок полномочий которого был увеличен до 7 лет. В дальнейшем конституция перекраивалась по мере потребности. Так, на выборы 2016 года президент пошел, устранив конституционный запрет на переизбрание после двух президентских сроков и ограничение на предельный возраст кандидата – по конституции он уже не имел права баллотироваться, так как ему было больше 70 лет.

Устойчивость режима Сассу-Нгессо обеспечивали природные богатства страны – прежде всего, нефть, и в меньшей степени – экспорт древесины. Он смог обеспечить стабильность внутриполитической ситуации и, следовательно, безопасность работы иностранных экспортеров, прежде всего, французских нефтяных компаний Эльф и Тоталь (выручка от продажи нефти составляет до 90% валютных поступлений Конго). За это международное сообщество закрывало глаза на его авторитаризм, подавление оппозиции и репрессии. В частности, в преддверии выборов 2016 года президент «зачищал» потенциально мятежные регионы.

Сассу Нгессо
Rainforest logs are piled for export in the port of Pointe-Noire, Republic of Congo

Бревна, складированные для отправки на экспорт в порту Пуант-Нуар, республика Конго
Автор: David Stanley

Падение цен на нефть серьезно повлияло на экономику Конго и заставило правительство прибегнуть к серьезному сокращению расходов. В 2016-2017 году ВВП падал, а 2018 году – показал символический рост 0,7%, что, по сути, означает стагнацию. Внешний долг достиг 9 млрд. долл., утроившись с 2010 года. В 2018 году Конго даже обратилось к МВФ за его реструктуризацией. В стране начались явные экономические проблемы, в частности, задержки выплаты пенсий и зарплат госслужащих, которые длятся месяцами. Ухудшение экономической ситуации отразилось и в политической сфере: президент захотел немного «открутить гайки». Он сменил главу правительства, посты в кабинете министров получили молодые технократы, впервые появились женщины-министры.

Будучи политическим старожилом, Сассу-Нгессо, как опытный переговорщик, часто привлекается для урегулирования внутриафриканских конфликтов, в том числе в Демократической республике Конго, ЦАР, Намибии, Чаде и Ливии. Это позволяет ему зарабатывать столь необходимые политические очки в мировой политике. Режим, однако, имеет устойчивый имидж «нерукопожатости» в европейских демократиях и США, что мешает социально-экономическому развитию страны.

Коррумпированность режима Сассу-Нгессо не вызывает особых сомнений. Родственники президента контролируют, либо лично являются руководителями крупнейших компаний страны. Сын президента Дени Кристель с 2011 по 2018 годы был вице-президентом государственной нефтедобывающей компании SNPC и управляющим единственного в стране нефтеперерабатывающего завода Coraf. Коррумпированность получает подтверждение по результатам расследования международных организаций. В частности, расследование британской НКО Global Witness обнаружило схему отмывания денег, посредством которой сын президента Дени Кристель получил, по меньшей мере, 50 млн. долл. государственных средств, а дочь Клодия – около 20 млн. Правительство республики Конго впоследствии официально опровергло выводы НКО. Однако различные примеры конголезской коррупции всё равно регулярно проявляются. В сентябре 2019 года правительство Сан-Марино конфисковало 19 млн. долл. со счетов самого президента, обвинив его в отмывании денег. В то же время республика Конго, являющаяся третьим по объему экспортером нефти в Африке южнее Сахары, демонстрирует неважные экономические показатели, а треть её населения живёт за чертой бедности.

Президент, впрочем, не стесняется говорить о коррупции в стране следующее: «Перед лицом экономических преступлений, какими бы они ни были, не существует неприкасаемых» — заявил он в своем обращении к нации в декабре 2018 года.

Следующие президентские выборы должны состояться в 2021 году. Сын президента Дени Кристель, имеющий прозвище «Кики Танкер» за торговлю нефтью, является очевидным наследником отца и подчеркивает, что, хотя решение пока не принял, вполне может быть кандидатом на выборах президента Конго, как и любой другой гражданин страны.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Рупиа Банда

Рупиа Банда

Рупиа Банда – «деловой» президент, который был слишком лоялен китайской экспансии, получил свои коррупционные бонусы, и после всего этого умудрился избежать тюрьмы.


Эдгар Лунгу

Эдгар Лунгу

Эдгар Лунгу – юрист и авторитарный президент периода экономического спада в стране.

Мваи Кибаки

Мваи Кибаки

Избрание Кибаки сопровождалось энтузиазмом и надеждами, которые оправдались в части экономического подъема, но не исполнились в части изменения политической системы, в которой продолжали господствовать коррупция, клановость и авторитаризм.

Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя

Pax Africana

Проводится комплексный анализ теорий африканского национализма (афроцентризм, панафриканизм и др.), выявляются природа и причины усиления межрасовой и межэтнической враждебности и пути ее преодоления в современной Африке и в странах, где существует африканская диаспора.


Тунис. Маршрут в XXI век

Тунис. Маршрут в XXI век

Книга является плодом многолетнего исследования автором истории, экономики, культуры и социальной проблематики Туниса, который она неоднократно посещала. Опираясь на разнообразные источники, автор доводит свой анализ до конца 2017 г., затронув актуальную тему «арабской весны», в авангарде которой Тунис и оказался.