Правители Африки: XXI век

1981-2001: Джерри Роулингс

Президент Ганы (31.XII.1981-7.I.2001)

Джерри Роулингс
Полное имя Джерри Джон Роулингс

Jerry John Rawlings

Родился 22.VI.1947, Акра, Британский Золотой берег
Умер Нет
Председатель Временного

национального совета обороны

31.XII.1981-7.I.1993
Президент 7.I.1993-7.I.2001
Этнос  Эве / шотландец
Вероисповедание Христианин

Джерри Роулингс – один из африканских правителей, переживших метаморфозу от военного диктатора левых взглядов до борца с коррупцией и гаранта демократического процесса.
Роулингс родился в британской колонии Золотой берег и был сыном африканки из народности эве и шотландского химика. В январе 1969 он окончил летную школу и стал военным пилотом. В 1978 году получил чин лейтенанта. Уже через год он захватил власть в стране.
В 1960-х и 1970-х годах политическая ситуация в Гане была нестабильной. Единственной реальной силой в стране, после свержения в 1966 году Кваме Нкрумы, были военные, борьба за власть имела явно выраженный «силовой» оттенок. Военные перевороты, в ходе которых генералы меняли друг друга на президентском посту, происходили регулярно. В этой ситуации молодой амбициозный военный летчик решил не теряться. В мае 1979 года он с шестью другими военными был арестован за подготовку переворота против генерала Фреда Акуффо (который сам захватил власть за год до этого) и приговорен к расстрелу. Однако Роулингсу повезло: приговор не был приведен в исполнение сразу, а 4 июня 1979 года группа солдат освободила его из тюрьмы, заодно начав мятеж против правительства Акуффо. Роулингс возглавил этот успешный переворот в качестве главы Революционного совета вооруженных сил.
Новая власть объяснила переворот необходимостью провести «уборку в доме». Действительно, не только правительство Акуффо, но и предыдущие военные режимы характеризовались высокой коррумпированностью и прочими недостатками авторитарной власти. Амбиции младших офицеров, пришедших к власти, состояли в том, чтобы наставить страну «на путь истинный», так как было ясно, что сменяющиеся военные режимы приносят пользу только верхушке генералитета. После переворота 1979 года были заявлены популистские цели «исправления государства». Роулингс в своих встречах с населением подчеркивал, что это «их революция», что целью является улучшение жизни всех.
Первым делом новая власть расправилась с рядом потенциально опасных для себя лидеров. Были расстреляны 3 бывших президента, включая последнего свергнутого, группа высших армейских генералов, судьи Верховного суда, также некоторые люди пропали – всего чистки затронули около 300 человек. Роулингс никогда не снимал с себя ответственности за эти казни, подчеркивая, что они были необходимы. Основанием расстрелов служили обвинения в коррупции и участие в предыдущих военных переворотах.
Отличительной чертой новой власти было ее намерение вернуть в страну гражданское правление. К удивлению международной общественности, военные не стали отменять парламентские и президентские выборы, которые должны были состояться летом 1979 года, а уже осенью 1979 года передали власть гражданской администрации Хиллы Лиманна, победившего на выборах соратника Нкрумы. Гражданское правление, однако, было не очень долгим. Слабое правительство Лиманна постепенно приобрело все черты прежних режимов, прежде всего, коррумпированность и неэффективность. В декабре 1981 года военные во главе с Роулингсом сместили администрацию Лиманна. Выступая перед народом, Роулингс, уже в качестве председателя Временного национального совета обороны, подчеркивал, что «это не переворот. Я провозглашаю ни много, ни мало – революцию, то, что изменит социальный и экономический уклад в стране».
Второй приход Роулингса отличался тем, что он решил сам реализовывать свои представления о демократии. В период 1981-1983 года режим активно сотрудничал с Ливией и Кубой. Очевидно, опыт этих стран вдохновил Роулингса на реформу системы государственной власти. Лозунгом переворота 1981 года было вовлечение всех слоев населения в принятие решений; были созданы «комитеты народной обороны» представляющее собой «властные ячейки» на местах. Эта модель «революционного социализма» предполагала определенную меру децентрализации власти, не угрожающую, при этом, режиму Роулингса, — похожим путем ранее пошел ливийский лидер Каддафи. Была создана Национальная комиссия по демократизации, задачей которой должна была стать выработка условий для возращения к многопартийной демократии и контакт с оппозиционными партиями. Фактически же, еще почти 10 лет реальные политические изменения не происходили: у власти оставался все тот же Временный национальный совет обороны, а рекомендации по переходу к гражданскому правлению Комиссия выдала только в 1991 году.
В экономике Роулингс довольно скоро взял курс на экономическую либерализацию при поддержке МВФ и Всемирного банка. В апреле 1983 года была принята Программа экономического восстановления, начавшаяся с либерализации цен и снижения роли государства в управлении экономикой. Привлечение инвесторов и большая свобода деятельности для бизнеса, в итоге, позитивно сказалась на экономике. Правительство смогло уменьшить бюджетный дефицит, сократив дотации и повысив собираемость налогов. Были предприняты меры по поддержке экспорта, прежде всего – производителей какао. Экономическая политика правительства, однако, не была в полной мере сбалансированной. К концу 1980-х годов, на фоне роста доходов сельхозпроизводителей (прежде всего, крупных экспортеров), сильно упало благосостояние горожан, прежде всего категорий, зависимых от государственных субсидий, платежей – студентов, госслужащих, других «бюджетников». И не только их – пострадали также другие отрасли, не связанные с экспортом. Неудивительно поэтому, что с самого начала экономическая политика Роулингса встречала сопротивление профсоюзов. Они подозревали правительство в сговоре с МВФ и в попытках Роулингса задавить профсоюзное движение как таковое, чтобы продолжить «эксплуатацию» природных богатств Ганы в интересах «иностранных капиталистов». В целом, ни тогда, ни потом экономическая стратегия не была сильной стороной режима.
Постепенный переход к классической демократической модели в Гане был начат в 1991 году. Непосредственным толчком, как и в других африканских странах, были экономические трудности и давление стран-доноров, которые требовали больше демократии. Были легализованы политические партии и начат процесс перехода к гражданскому правлению. Сам Роулингс покинул армию и шел на президентские выборы 1992 года как гражданское лицо. Выборы он выиграл, набрав 58% голосов, — результат, который не признала оппозиция, заявившая о фальсификациях.
Победа Роулингса продемонстрировала слабость оппозиции, не имевшей сравнимых по масштабу фигур. Сам глава государства обладал несомненной харизмой, какой не обладали ни один политик в Гане. Его левые взгляды не могли не импонировать большинству. Он, может быть, и неискренне, всегда подчеркивал свою демократичность, озабоченность интересами людей, ему верили. Независимо от реального положения дел, Роулингсу удалось избежать непривлекательного образа захватившего власть военного диктатора, цепляющегося за власть. Важно и то, что сам режим служил источником экономических преобразований, и, соответственно, не воспринимался совсем как «тормоз». Все это позволило Роулингсу сохранить власть уже в качестве демократически избранного президента.
Экономическая политика начала 1990-х стоилась Роулингсом, во многом, на опыте «азиатских тигров» (таких, как Южная Корея и Сингапур). Были предприняты меры для развития частного сектора, в частности, созданы условия, при которых частники имели свою экономическую нишу; для них создавались налоговые льготы. Вместе с тем, первый демократический срок Роулингса не был полностью успешен. Во-первых, мировая конъюнктура на экспорт какао-бобов была неблагоприятной. Во-вторых, демократизация имела свои побочные эффекты: начались выступления служащих госсектора, весь выборный 1992 год страну сотрясали забастовки (врачей, медсестер, железнодорожных рабочих и т.д.). Правительство было вынуждено ощутимо поднять зарплаты в госсекторе, что привело к бюджетному дефициту, который не удалось победить и в последующие годы. Экономика была принесена в жертву политике.
Выборы 1996 года, на которых Роулингс получил второй, и последний, президентский мандат, широко приветствовались за рубежом как пример мирных, демократических выборов на Африканском континенте. Основную поддержку президент получил в сельской местности, которая больше выиграла от его правления, и для которой он проводил, пусть и популистские, но вполне полезные деяния: строительство дорог, электрификацию и т.д. К концу 1990-х правительству удалось улучшить экономические показатели, снизить бюджетный дефицит, чего не удавалось ранее. Однако «социальный популизм» в экономике, от которого правительство Роулингса никогда не отказывалось, не позволял рассчитывать на серьезный экономический прорыв.
В конце второго срока Роулингс выразил поддержку своему вице-президенту в качестве «преемника» на посту. Однако, когда победу одержал другой кандидат, – Роулингс принял это. Строгое следование демократическим нормам принесло ему глубокое уважение не только в своей стране, но и авторитет на международной арене.
После ухода в отставку Роулингс выполнял различные международные миссии; в 2010 году он был назначен послом Африканского Союза в Сомали. Он не оставляет активного участия во внутриганской политике. Перед выборами 2013 года он хотел «протащить» на пост президента свою жену, открыто и нелицеприятно критикуя президента Атта Милса, который когда-то был его протеже на президентский пост, называя его и его команду «жадными ублюдками», и «бесполезными коррупционерами» (из затеи ничего не вышло). Что касается своего правления, Роулингс уверен, что все делал правильно, признавая за собой лишь «кое-где пару ошибок».

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Леви Мванаваса

Леви Мванаваса

Леви Мванаваса – яркая авторитарная личность и борец с коррупцией, оставшийся противоречивой фигурой для замбийцев даже после смерти.


Майкл Сата

Майкл Сата

Майкл Сата – оппозиционер, популист, демагог, «король-кобра», который загипнотизировал нацию.

Кумба Яла

Кумба Яла

Президент-неудачник Кумба Яла, конечно, запомнился всем прежде всего своей красной шапочкой, но он был еще и теологом, философом, знал много языков и был не похож на других.

Экспедиции в Экваториальную Африку. 1875-1882

Экспедиции в Экваториальную Африку

Публикуемые в книге мемуары Пьера де Бразза, его отчеты перед Французским географическим обществом и его письма содержат уникальную информацию как о самих экспедициях, так и о географии и этнографии Экваториальной Африки.


Гербы и флаги стран мира. Африка

Гербы и флаги

Впервые в одном издании приведены подробные сведения о гербах и флагах стран Африки: полное описание, история возникновения, значение элементов и символа в целом. Также приводятся краткие сведения об истории, географии и административно-политическом устройстве каждой из стран, а для некоторых — и сведения о гербах и флагах их административно-территориальных единиц.