Правители Африки: XXI век

2000-2003: Кумба Яла

Президент Гвинеи-Бисау (17.II.2000-14.IX.2003)

Кумба Яла
Полное имя Кумба Яла Кобде Ньянка

Kumba Iala Kobde Nhanca

Родился 15.III.1953, Була, округ Качеу, Заморская провинция Гвинея
Умер (61 год) 4.IV.2014, Бисау, Гвинея-Бисау
Президент 17.II.2000-14.IX.2003
Этнос  Баланта
Вероисповедание Христианин до 2008, потом мусульманин

Президент-неудачник Кумба Яла, конечно, запомнился всем прежде всего своей красной шапочкой, но он был еще и теологом, философом, знал много языков и был не похож на других.
Яла родился в крестьянской семье и еще в подростковом возрасте был вовлечен в национально-освободительную борьбу, став участником военных формирований PAIGC. После завоевания страной независимости Яла учился в Португалии, получив в 1981 году философское и теологическое образование, став преподавателем философии. Позднее он получил идеологическое образование в ГДР. Яла уже в юные годы был заметным членом PAIGC, знал несколько языков и, очевидно, входил в небогатую интеллектуальную элиту Гвинеи-Бисау. О его положении свидетельствует тот факт, что именно Яла был главой делегации Гвинеи-Бисау в СССР на праздновании 70-летия Октябрьской революции.
Тем не менее, авторитарное правление президента Виейры не оставляло карьерных возможностей для амбициозного Ялы, и в 1990 году он то ли покинул, то ли был исключен из PAIGC «за требование демократических реформ». В январе 1992 он основал собственную партию, Партию социального обновления (PRS). На первых многопартийных выборах 1994 года Яла оказался вторым после бессменного президента Виейры. Хотя те выборы он проиграл, его отставание от действующего президента во втором туре было небольшим, и он укрепил позиции как видный оппозиционный политик.
Гражданская война 1998-1999 годов дала шанс на смену власти. Виейра был вынужден бежать, а захватившие власть военные довольно быстро организовали переход к гражданской администрации. На выборах 2000 года Яла во втором туре одолел кандидата от PAIGC и стал первым президентом Гвинеи-Бисау, получившим власть в результате выборов. Вместе с тем, на парламентских выборах, состоявшихся в это же время, PRS не получила большинства и была вынуждена образовывать коалиции с другими оппозиционными партиями. Яла, таким образом, никогда полностью не контролировал парламент. Военные остались самостоятельной и влиятельной силой, которую Яла тоже не контролировал. Бомба политической нестабильности под фундамент государства была заложена и начала тикать.
Несмотря на демократический характер выборов 2000 года, не следует забывать, что представляла собой Гвинея-Бисау на момент прихода Ялы к власти. Страна являлась одной из самых отсталых в Африке, на протяжении десятилетий в экономике господствовала стагнация, огромным влиянием пользовалась армия – её численность была гипертрофирована, а 70% личного состава дислоцировалось в столице Бисау. По сути, это была самостоятельная корпорация; еще Виейра пытался в конце 1990-х проводить частичную демобилизацию, чтобы как-то уменьшить ее численность, однако это закончилось его свержением. Захватившие власть военные и после формальной передачи власти гражданской администрации не были намерены сдавать позиции: главнокомандующий генерал Мане претендовал на полный контроль над армией – как минимум.
Поэтому конфликт нового президента с военными был неизбежен. Яла не имел управленческого опыта, но имел амбиции лидера нации, и, как показало время, не обладал качествами государственного деятеля. Правление с самого начала было конфликтным, он не умел и не хотел выстраивать компромиссы ни с кем. Он хотел править как Виейра до него. Прежде всего, Яла начал активные кадровые перестановки – везде, на всех уровнях власти. Он не терпел возражений и легко избавлялся от неугодных ему людей, смещая ключевых министров и членов Верховного Суда. Если поначалу это было объяснимо, когда он «чистил» старый административный аппарат, то в дальнейшем министерская чехарда могла означать только самодурство и недальновидность Ялы. За три года президентства он сменил около 50 министров и несколько премьеров. Также он продвигал на разные государственные посты представителей своей этнической группы, однако когда постарался сделать это в армии, то встретил отпор генералитета во главе с Мане. В итоге, хотя генерал Мане был в конце концов убит в ходе междоусобной борьбы за власть среди военных, армия осталась относительно независимой от президента.
Хаотичное государственное управление сопровождалось, ко всему прочему, скандалами (например, пропажа из казначейства 15 млн. долл. в 2001 году), и, вместе с тем, отсутствием хоть какого-то прогресса в решении социальных проблем. К примеру, госслужащим по-прежнему не выплачивалось жалование, как и при прежнем правительстве. Международные финансовые организации с подозрением наблюдали за сменяющимися правительствами Ялы и начали отворачиваться от него (в результате, в 2002 году МВФ прекратил сотрудничество с Гвинеей-Бисау). Кроме того, Яла умудрился поссориться с влиятельной мусульманской общиной, выслав из страны глав религиозной группы Ахмадийя (он подозревал их в том, что они пытаются дестабилизировать ситуацию в стране) и запретив деятельность группы.
Очевидно низкое качество управления стало вызывать раздражение военных. Первая попытка переворота случилась уже в декабре 2001 года, следующая – в мае 2002. Выступления военных проходила на фоне почти непрерывных уличных протестов населения, недовольного правлением Ялы. Под нажимом ООН президент объявил амнистию участникам путчей, но параллельно с этим начал угрожать Гамбии вторжением, пока она не выдаст скрывающихся там путчистов. Урегулирование внутриполитического кризиса подняло проблему разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей – очевидно, что пока президент вмешивался во всё на свете и менял министров как перчатки, нормальной работы госаппарата добиться было невозможно. Но Яла не хотел компромиссов и в конце 2002 года распустил Национальную Ассамблею, которая перед этим выразила ему вотум недоверия.
Проведение новых выборов Ассамблеи могла бы стать путем построения диалога между властью и оппозицией. Однако весь свой последний год правления Яла обходился без парламента. Диалог ему был не нужен. Изначально выборы были назначены на апрель 2003 года, но потом откладывались дважды, под предлогом отсутствия полных списков избирателей. По-видимому, перенос выборов был связан с какими-то махинациями с этими списками, о чем оппозиция заявляла в открытую. Постепенно все конституционные сроки проведения выборов давно истекли, а правительство не спешило с организацией голосования. К тому же, власти демонстрировали нежелание отдавать власть: к примеру, про-президентский премьер-министр Мариу Пиреш высказался в том смысле, что победа оппозиции на выборах будет означать гражданскую войну. Ситуацию подогревали слухи о том, что Яла вооружает молодежь баланта на случай проигрыша выборов.
Помимо политического тупика, правительство Ялы очевидно демонстрировало управленческую некомпетентность. В 2003 году задержки зарплат военным и госслужащим достигали 6 месяцев; в отсутствие денег зарплату выдавали рисом. Военный переворот, таким образом, не был таким уж неожиданным событием. 12 сентября 2003 года власти в очередной раз заявили о невозможности проведения выборов в октябре и переноса их на более поздний срок. Через два дня главнокомандующий армией генерал Коррейя Сеабра осуществил бескровный военный переворот: Кумба Яла был объявлен «неспособным» к правлению и посажен под домашний арест, где подписал заявление об отставке. Переворот поддержали буквально все. Так бесславно закончилось правление первого демократически избранного президента Гвинеи-Биссау.
Яла пробыл под домашним арестом до марта 2004 года и был освобожден незадолго до парламентских выборов. Несмотря на провальное президентство, его партия PRS, тем не менее, заняла 35% мест в парламенте и стала крупнейшей фракцией после PAIGC. Сам свергнутый президент остался в «обойме» главных политиков страны, хотя и был после переворота лишен на 5 лет права участвовать в выборах. Однако после убийства свергнувшего его Коррейя Сеабры в октябре 2004 года, Яла начал предпринимать усилия по возвращению в «большую политику». В мае 2005 года он через суд добился допуска на президентские выборы, после чего объявил свою отставку «недействительной» и собрался было снова занять президентский дворец (из этой затеи ничего не вышло). На президентских выборах он занял только третье место и, после некоторых политических жестов, результаты признал. Поддержав во втором туре Виейру, который всегда был его врагом, он не только удивил многих, но и вызвал глубокое разочарование среди части сторонников, которые ненавидели Виейру. Это был его политический промах.
Яла и после 2005 года продолжал играть активную роль в политике, однако постепенно всё больше превращался в маргинального политика, слишком скандального, чтобы всерьез рассчитывать на избрание. Он подолгу жил в Марокко (впоследствии приняв ислам и имя Мохаммед Яла Эмбалу), возвращаясь в страну перед теми или иными выборами, чтобы принять участие в предвыборной кампании. Его партия PRS оставалась значимой политической силой в парламенте, однако PAIGC постепенно оправлялась от кризиса и стала снова доминирующей политической силой. На выборах 2009 года Яла снова был главным оппозиционером, но сильно проиграл кандидату от PAIGC. Тем не менее, его принадлежность к крупному этносу баланта обеспечивала ему поддержку соплеменников и позволяла оставаться в политике. Но эта этническая лояльность была и его электоральными границами. Как личность, как политический деятель, Яла оказывался слабым кандидатом. Когда на выборах 2012 года Мохаммед Яла и выдвинутый PAICG Карлуш Гомиш Жуниор вышли во второй тур, победа последнего была настолько очевидна, что оппозиционные партии, и прежде всего PRS, прибегли к непарламентским действиям: при их поддержке последовал военный переворот, который не позволил избраться Гомишу Жуниору. В честной борьбе Яла выиграть бы у него не смог.
Однако переворот, по иронии судьбы, оказался концом политической карьеры Ялы. Будучи скомпрометирован сотрудничеством с военными в ходе переворота 2012 года, он не получил от него никаких дивидендов. Возможно, он рассчитывал на то, что возглавит или как-то поучаствует во временной администрации, так как был одним из кандидатов, вышедшим во второй тур. Однако в итоге власть перешла к относительно нейтральной фигуре главы Национальной Ассамблеи, а военные предпочли дистанцироваться от всех политиков «первого эшелона» — и от Гомиша Жуниора, и от Перейры, и от Ялы.
Яла отказался от претензий на высший пост только в начале 2014 года. Для прессы он сделал заявление в том смысле, что нужно дать дорогу молодым. Всего через три месяца, на рассвете 4 апреля 2014 года он неожиданно скончался в своем доме от сердечного приступа.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Энрики Роса

Энрики Роса

Президент – антикризисный менеджер, поставленный военными блюсти интересы стран-доноров и организовывать президентские выборы.


Раймунду Перейра

Раймунду Перейра

Раймунду Перейра – юрист, председатель парламента, временно занимавший пост президента после убийства одного и кончины другого главы государства.

Жозеф Кабила

Жозеф Кабила

Жозеф Кабила унаследовал от отца власть и проблемы разделенной между враждующими группировками страны. Сумев стабилизировать ситуацию, он построил обширную бизнес-империю для себя и своей семьи.

Галина Зубко: Фульбе — гранды африканской саванны. Опыт реконструкции этнокультурного кода.

Галина Зубко

Раскрыто место культуры фульбе в мировом культурном наследии. Рассмотрена роль слова в культурной жизни фульбе применительно к различным жанрам. Освещены этногонические легенды народа.


Южная Африка: ЮАР, Зимбабве, Мозамбик, Ботсвана, Намибия, Замбия, Малави, Свазиленд

Южная Африка - 2

Почему путеводители Lonely Planet — самые лучшие в мире? Все просто: наши авторы — страстные, увлеченные путешественники.