Правители Африки: XXI век

2003-2005: Энрики Роса

Президент Гвинеи-Бисау (28.IX.2003-1.X.2005)

Энрики Роса
Полное имя Энрики Перейра Роса

Henrique Pereira Rosa

Родился 18.I.1946, Бафата, Португальская Гвинея
Умер (67 лет) 15.V.2013, Порту, Португалия
Временный президент 28.IX.2003-1.X.2005
Этнос  Фула / португалец
Вероисповедание Христианин

Президент – антикризисный менеджер, поставленный военными блюсти интересы стран-доноров и организовывать президентские выборы.
Роса родился в семье отца-португальца и матери-африканки. В отличие от многих предыдущих и последующих президентов Гвинеи-Бисау, он не имел революционного прошлого. Его карьера была скорее «традиционной» — он начал с работы в финансовом ведомстве. Необычной, по сравнению с другими главами государства Гвинея-Бисау, была его активность в лоне католической церкви – он состоял в правлении ряда католических организаций, как чисто церковных, так и благотворительных. В решающий момент после переворота 2003 года именно католический епископ уговорил его взять на себя бремя власти.
Начав с работы в финансовом секторе, Роса постепенно стал видным бизнесменом, вовлеченным в различные сферы экономики. Он был представителем британской страховой компании Ллойдс и французской Сезам, но финансами его сфера интересов не ограничивалась: в 1986-1997 годах Роса был исполнительным директором ряда спортивных клубов. Роса не только занимался бизнесом – он был активным участником различных общественных организаций; в 1998-1999 годах – одним из лидеров движения гражданского примирения. За свою карьеру Роса был почетным консулом Бельгии и Кот д’Ивуара в Гвинее-Бисау; был награжден государственными наградами (в том числе французским орденом Почетного легиона).
Уже в 1990-х годов Роса был достаточно авторитетным политиком, чтобы быть руководить избирательной комиссией на первых свободных президентских и парламентских выборах 1994 года. С 1995 по 2003 год Роса, помимо прочих своих «активностей», был председателем совета директоров FUNDEI – шведского благотворительного фонда промышленного развития. Несмотря на общественную деятельность, собственного политического опыта у него не было.
После свержения Ялы, которое было, фактически, одобрено извне, встал вопрос о создании гражданского переходного правительства. Очевидно, что в этом вопросе крупные доноры, европейские страны и США, оказали давление на гвинейских военных. Известно заявление главы военной хунты Коррейи Сеабры о том, что он будет оставаться у власти до новых президентских выборов, чего, однако, не произошло. Исходя из этого, вероятно, что кандидатуры в состав переходного правительства тоже предлагались с подачи стран-доноров. Никакой связи между военной верхушкой и бизнесменом-метисом до 2003 не прослеживается, поэтому весьма вероятно, что он не был ставленником Коррейя Сеабры. Таким образом, Роса был креатурой западных кредиторов – кто может лучше подходить на должность временного управляющего делами, чем руководитель шведского благотворительного фонда? Тем более, что, кроме обеспечения политической стабильности и демократии, весьма актуальным был вопрос прозрачного расходования средств стран-доноров. При Яле деньги из казны периодически «пропадали» и это было проблемой. Финансист Роса, в этом смысле, подходил на должность как нельзя лучше, однако сам он совсем не хотел становиться главой временной администрации. Его смог уговорить только католический епископ города Бисау Жозе Канате, которого военные назначили главой комиссии по установлению гражданского правления.
Главной задачей новой администрации была подготовка и проведение парламентских и президентских выборов. Сопутствующими, но крайне насущными задачами были восстановление инфраструктуры и нормализация ситуации в стране, регулирование работы государственного аппарата. Правление Ялы привнесло хаос во все сферы государственного управления. Роса, как администратор, подходил на роль «антикризисного менеджера», пожалуй, лучше, чем кто бы то ни было.
Первым делом правительством был принят «кризисный» бюджет 2004 года, который был наполнен фактически полностью средствами МВФ, Всемирного Банка и некоторых стран-доноров. Деньги позволили финансировать работу государственных органов и проведение выборов. Удалось обеспечить регулярность выплат зарплат служащим и армии, однако средств для покрытия старых долгов, оставшихся от прежнего правительства, не было. Еще до конца года был полностью исчерпан фонд экстренной экономической помощи. Однако власти Гвинеи-Бисау хотя бы «держали марку» — нареканий спонсоров к расходованию средств не было, в конце 2004 года удалось договориться о финансировании бюджета 2005 года.
Благодаря донорским средствам правительство впервые за последние годы приступило к решению проблем бедности и, вообще, наконец, обратило внимание на социальную сферу. Была профинансирована закупка учебников для школ, проведена почти полная вакцинация детей от полиомиелита и малярии.
В сфере внутренней политики ситуация развивалась согласно плану. Выборы парламента, откладывавшиеся до этого Ялой много раз, удалось провести в срок, в марте 2004 года. Они получили высокую оценку со стороны международного сообщества как открытые и честные. Появление легитимного парламента отчасти ослабило зависимость временной гражданской администрации от военных, до этого остававшихся фактически единственным источником власти (хотя и не легитимным). В мае 2004 года к присяге было приведено правительство Гомиша Жуниора, представлявшего победившую на выборах PAIGC.
Несмотря на позитивные демократические сдвиги, в стране оставалось множество проблем, обусловленных общим низким уровнем жизни в Гвинее-Бисау. На фоне других проблем пришлось заниматься, прежде всего, армией, потому что мятеж 2003 года был вызван именно плохим армейским снабжением, плохим состоянием казарм и невыплатой денег солдатам. Кроме того, в армии существовал дисбаланс с представленностью различных этнических групп, из-за чего возникали трения. Всё это делало вероятным возникновение новых мятежей, что требовалось предотвратить. Правительство смогло договориться о дополнительной помощи от Всемирного Банка на программы разоружения и реинтеграции военных формирований. Но предотвратить мятеж всё же не удалось, а его последствия повлияли на дальнейшую историю страны.
В октябре 2004 года требования 650 солдат о выплате им положенных денег и улучшения бытовых условий жизни в казармах вылились в спонтанный вооруженный мятеж. Правительство пыталось всячески пойти навстречу солдатам, но оперативно деньги найти не удалось. Тем временем разозлённая солдатня, которая в основном принадлежала к народности баланта, промаршировала по улицам столицы и умертвила начальника штаба Коррейя Сеабру (из народности папел) и еще одного старшего офицера, считая их виновными в невыплате средств. Хотя уже на следующий день мятежников удалось уговорить вернуться в казармы, политическая ситуация в стране изменилась.
Последствия убийства Коррейя Сеабры были далекоидущими. Генерал был одним из центров власти, обеспечивал баланс сил, гарантировал стабильность правительства, но, возможно, важнее всего был его антагонизм по отношению к двум бывшим президентам – Яле и Виейре. Если бы Коррейя Сеабра оставался во главе армии и дальше, он, очевидно, препятствовал бы их возвращению в политику. Яла, с подачи военной хунты, был вообще поражен в правах на 5 лет. Виейра находился в изгнании в Португалии. Теперь же устранение Коррейя Сеабры вновь открывало им дорогу в большую политику.
Кроме того, солдатский мятеж и убийство Коррейя Сеабры серьезно повлияли на вектор развития, заданный демократическими выборами 2004 года. Октябрьский мятеж серьезно нивелировал демократические тенденции, показав неуправляемость армии и беспомощность правительства. Зачем развивать демократические институты, если в любой момент они могут быть свергнуты солдатами?
Армия осталась отдельной, самодостаточной корпорацией внутри государственной системы, на которую правительство имело мало влияния. Под влиянием мятежников место Коррейя Сеабры занял генерал Батиста Тагме На Ваи, по этнической принадлежности баланта (как и бывший президент Яла). Первым делом он произвел 65 новых назначений в офицерский состав, главной целью которых было соблюдение этнического баланса в вооруженных силах. Многие назначенные офицеры были сторонниками другого бывшего президента – Виейры. Соответственно, и Яла, и Виейра впоследствии смогли добиться участия в президентских выборах 2005 года, что при живом Коррейя Сеабре им ряд ли бы удалось.
Президентские выборы состоялись летом 2005 года, Роса не принимал в них участия. Несмотря на серьёзно накалившуюся обстановку в стране, они были признаны открытыми и честными. Во втором туре на них одержал победу бывший президент Виейра, которой был приведен к присяге 1 октября 2005 года.
Результаты работы временной администрации под руководством Росы традиционно оцениваются высоко. Иностранные наблюдатели и разнообразные комиссии ООН отмечали улучшения в социальной сфере, стабилизацию политической обстановки, нормализацию работы общественных институтов. Вместе с тем, администрация Росы, конечно, не была способна в корне изменить ситуацию в стране. Никуда не делись нищета большинства жителей и неконтролируемая армия, готовая на мятеж. Свою главную задачу, впрочем, она выполнила – план передачи власти избранным демократическим институтам был реализован.
Несмотря на хорошее выполнение своей работы, Роса не стал популярным политиком. Можно предположить, что против него играло не только происхождение отца-португальца, но и общий диссонанс его фигуры с чаяниями большинства избирателей. Образованный, богатый бизнесмен Роса был им слишком чужд. Кроме того, он находился вне кланово-этнических хитросплетений, сильно влияющих на политику в Гвинее-Бисау. В 2009 году он попытался баллотироваться на пост президента в качестве независимого кандидата. Хотя Роса и получил достойные 23% голосов, он уступил и представителю PAIGC Бакаи Санья, и даже откровенно некомпетентному демагогу Кумбе Яле, не попав во второй тур.
Энрики Роса скончался в Португалии от рака 15 мая 2013 года.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


 

Хотите узнать больше?

Жуан Бернарду Виейра

Жуан Бернарду Виейра

«Нинью» Виейра, многолетний диктатор и демократически избранный президент, погибший в борьбе со своим старым врагом за контроль над наркотрафиком.


Мамаду Туре Курума

Мамаду Туре Курума

Фиктивный глава военной хунты после переворота, нацеленного на недопущение избрания президентом единственного по-настоящему влиятельного человека в Гвинее-Бисау.

Джакайя Киквете

Джакайя Киквете

Джакайя Киквете – верный сын ССМ, который был успешным президентом и зарекомендовал себя как дипломат международного уровня.

Африка в огне

Африка в огне

Настоящая романтика есть только в танковых войсках.. Сытое рычание танковых дизелей, за несколько минут до рассвета.


1000 мест, которые стоит посетить: Южная Африка

Южная Африка - 3

Откройте для себя Южную Африку, которую за пестроту языков и оттенков кожи называют «Радужной Нацией». Период апартеида наложил огромный отпечаток на историю и политику страны, но не затронул ее природные красоты и гостеприимство ее жителей.