Правители Африки: XXI век

2012: Мамаду Туре Курума

Глава государства Гвинея-Бисау (12.IV.2012-11.V.2012)

Курума Мамаду Туре
Полное имя Мамаду Туре Курума

Mamadu Ture Kuruma

Родился 26.IV.1947, Португальская Гвинея
Умер Нет
Председатель Совета

Военного командования

12.IV.2012-11.V.2012
Этнос
Вероисповедание

Фиктивный глава военной хунты после переворота, нацеленного на недопущение избрания президентом единственного по-настоящему влиятельного человека в Гвинее-Бисау.
О председателе Совета Военного командования генерал-майоре Туре Куруме известно крайне мало. На момент переворота 2012 года он был заместителем главнокомандующего армии Гвинеи-Бисау Антониу Инджаи. Его избрание главой хунты было, очевидно, обусловлено стремлением Инджаи избежать ответственности за переворот. Заговорщики поначалу заявляли о том, что Инджаи сам был смещен в результате переворота, однако этому никто не поверил. И действительно, главнокомандующий вскоре стал появляться среди членов хунты, как ни в чём ни бывало. Роль Туре Курумы в перевороте, таким образом, была подчинённой.
Переворот был вызван стремлением военных не допустить избрание премьер-министра Гомиша Жуниора президентом республики. За несколько лет, предшествующих перевороту, премьер-министр стал влиятельной и могущественной политической фигурой. В стране, где долгие годы господствовала армия, а гражданские институты были, традиционно, слабыми, пожалуй, впервые появился способный и независимый гражданский политик. Основу влияния Гомиша Жуниора составлял финансовый успех и связи с руководством Анголы, которые возникли на почве продвижения бизнес-интересов ангольских компаний, инвестировавших в добычу бокситов. Став «про-ангольским» политиком, Гомиш Жуниор приобрел деньги, упрочил своё влияние в PAIGC, инвестировал в различные сферы бизнеса.
Трения с военными Гвинеи-Бисау у Гомиша Жуниора возникли давно, и у него не было иллюзий относительно того, станут ли они терпеть параллельный «центр власти». Поэтому он в сентябре 2010 года подписал договор с Анголой об открытии миссии, целью которой была армейская реформа и упрочение государственной безопасности. Миссия MISSANG-GB окончательно оформилась в марте 2011 года. В рамках миссии Ангола предоставила правительству Гвинеи-Бисау средства в размере 30 млн. долл. на «реформу» армии и 600 военнослужащих, которые должны были оказывать «техническую» поддержку и быть «инструкторами». Фактически же Гомиш Жуниор получил в распоряжение небольшую армию, которая могла быть противовесом «родным» вооруженным силам. Она была вооружена танками и тяжелым вооружением и по меркам Гвинеи-Бисау представляла собой существенную силу.
Главнокомандующий армией Инджаи справедливо воспринял миссию как угрозу собственным интересам, и бросил все усилия на ликвидацию ангольской миссии. В декабре 2011 года он инициировал переворот, который провалился именно из-за сопротивления ангольцев. После кончины президента Саньи в январе 2012 года на выборы шёл Гомиш Жуниор, и в стране не было ни одного политика, который мог бы с ним соперничать. Его избрание означало бы серьезную угрозу армии, так как премьер явно был намерен существенно ограничить её самовластие.
На фоне роста напряженности в стране, 10 апреля 2012 года руководство Анголы заявило о сворачивании миссии MISSANG-GB. Могло показаться, что военные добились своего, однако постепенно стало очевидным намерение Анголы и Гомиша Жуниора потянуть время. Паром, который должен был вывезти ангольских солдат, всё не приходил, а второй тур выборов, назначенный на 22 апреля, неумолимо приближался. Победа Гомиша Жуниора не вызывала сомнений ни у кого. В этой ситуации гвинейские военные решили играть на опережение.
Вечером 12 апреля 2012 года военные арестовали временного президента Перейру и премьер-министра Гомиша Жуниора. Были закрыты все границы, в том числе, не были допущены два военных корабля, посланные Португалией для эвакуации её граждан после сообщений о перевороте. Было объявлено, что власть переходит к «военному командованию», которое возглавил генерал-майор Мамаду Туре Курума. Текущие президентские выборы отменялись.
Переворот поддержали оппозиционные партии, которые предположительно находились в тесном контакте с путчистами. Судя по заявлениям, сделанным после путча, «в одну дудку» с военными играл Мохаммед Яла Эмбалу, хотя и осудивший насильственный захват власти, но всячески подчеркивавший нарушения и фальсификации, которые проводились в пользу лидирующего кандидата. В целом, 22 из 35 оппозиционных партий фактически поддержали военных, создав видимость того, что идет политический процесс, а не просто грубое попрание демократии. В соглашение, однако, не была включена главная политическая сила страны – PAIGC. Планы по восстановлению народного представительства, очевидно, не предполагали участие в нём PAIGC, хотя в распущенном парламенте она имела большинство.
Совет Военного командования распустил все гражданские органы власти, анонсировав создание Национального переходного Совета, и учредив два временных комитета для управления страной: по дипломатическим делам и по социальной сфере.
Переворот вызвал крайне негативную реакцию всего международного сообщества. Его последовательно осудили все, в том числе на уровне влиятельной африканской международной организации ECOWAS. На членов хунты были наложены санкции, включая запрет на перемещения за пределами страны; членство Гвинеи-Бисау в международных организациях было приостановлено. Страна оказалась в изоляции.
За прошедший с момента переворота месяц в стране царило полное расстройство дел. Органы власти и государственные учреждения не работали, соответственно, все госслужащие лишились обеспечения. Тюремщикам пришлось выпускать заключенных на волю, так как их нечем было кормить. Застопорился и экспорт орехов кэшью, главной статьи экспорта Гвинеи-Бисау – грузовики в порту стояли неразгруженные, а торговцы были ограничены в объеме средств, которые можно было снимать с банковских счетов. Цены на кэшью упали почти в два раза, по сравнению с мартом 2012 года. В столице были перебои с электричеством, были проблемы с обеспечением водой.
Таким образом, все были настроены на нормализацию отношений, в том числе военные, которые сразу анонсировали намерение отдать власть. Похоже, у них были лишь две настоящие цели – исключение влиятельного премьера Гомиша Жуниора из гвинейской политики и его эмиграция, а также избавление от ангольской военной миссии. Обе цели были достигнуты: премьер был выслан, вместе с временным президентом Перейрой, который относился к числу креатур Гомиша Жуниора, а Ангола завершила вывод своих подразделений в июне 2012 года.
Совместно с политическими партиями было объявлено о переходном периоде длинной в два года, который должен был закончиться парламентскими и президентскими выборами. В качестве президента переходного периода был выбран Мануэл Серифу Ньямаджу – политик, участвовавший в президентских выборах вместе с Гомишем Жуниором и Ялой в качестве независимого кандидата, но занявший третье место со скромными 16% голосов. При прежней временной администрации он занимал пост председателя парламента. Хунта передала ему власть 11 мая 2012 года.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Джон Куфуор

Джон Куфуор

Джон Куфуор – прозападный демократический президент, сумевший добиться большого успеха в развитии экономики Ганы и борьбе с бедностью.


Джерри Роулингс

Джерри Роулингс

Джерри Роулингс – один из африканских правителей, переживших метаморфозу от военного диктатора левых взглядов до борца с коррупцией и гаранта демократического процесса.

Дени Сассу-Нгессо

Дени Сассу-Нгессо

Дени Сассу-Нгессо принадлежит к старожилам африканской политики, который не устоял перед волной демократизации начала 1990-х, но смог вернуться к власти снова – и уже на 20 лет.

Лаборатория империи: мятеж и колониальное знание в Великобритании в век просвещения

Лаборатория империи

Это исследование — первая в российской и зарубежной историографии интеллектуальная история решения «Хайлендской проблемы» Великобритании в конце XVII — первой половине XVIII вв. В центре внимания автора — роль колониального знания в умиротворении и «цивилизации» Горной Шотландии.


Языки Африки. Опыт построения лексикостатистической классификации. Том II. Восточносуданские языки

Языки-Африки

Второй том многотомного исследования «Языки Африки. Опыт построения лексикостатистической классификации» целиком посвящен проблеме исторического статуса восточносуданской семьи языков – крупнейшего из составных компонентов т. н. «нило-сахарской» макросемьи, одного из наиболее спорных языковых объединений, предложенных Дж. Гринбергом в рамках получившей классический статус таксономической модели языков Африки.