Правители Африки: XXI век

2014- : Жозе Мариу Ваз

Президент Гвинеи-Бисау с 23.VI.2014

Жозе Мариу Ваз
Полное имя Жозе Мариу Ваз

Jose Mario Vaz

Родился 10.XII.1957, Калекизе, округ Качеу, Заморская провинция Гвинея
Умер Нет
Президент с 23.VI.2014
Этнос
Вероисповедание

Жозе Мариу Ваз поддался соблазну интриги и вверг страну в длительный период политической нестабильности – как раз в то состояние, которое все надеялись избежать, когда избирали его президентом.

Ваз получил экономическое образование в Португалии, окончив Лиссабонский технический университет. В 2004-2009 годах он был мэром Бисау, а после прихода к власти Саньи был назначен министром финансов. В качестве министра финансов он заслужил добрую репутацию и даже получил прозвище «человек 25-го числа» — за то, что без задержки, месяц за месяцем, 25-го числа служащим аккуратно выплачивалось жалование. В Гвинее-Бисау такая репутация дорогого стоила.

На министерском посту Ваз пробыл вплоть до переворота 2012 года, после которого уехал в Португалию. В страну Ваз вернулся в феврале 2013 года и был обвинен в пропаже 9 млн. евро ангольской помощи – обвинение, которое он всегда отрицал. Тем не менее, 3 дня под арестом он всё же провел.

После возвращения PAIGC в политику в начале 2014 года началось партийное обновление, вызванное насильственным удалением из страны прежних лидеров, которые были высланы военными и не допущены к продолжению политического процесса. В результате образовывался новый политический ландшафт, на котором возникли две заметные фигуры – Жозе Мариу Ваз и Домингуш Перейра. Обе политика участвовали в борьбе за пост лидера партии в феврале 2014 года, тогда Ваз проиграл Домингушу Перейре. Когда партия стала готовиться к выборам 2014 года, наибольшее внимание было уделено формированию будущего правительства, так как именно оно осуществляет оперативное управление. Президентский пост, хотя и почетный, рассматривался как не столь значимый, о чем может свидетельствовать распределение кандидатов на эти посты от партии. Будущим премьером, в случае победы партии на выборах, должен был стать председатель PAIGC Перейра, а кандидатом в президенты – занимавший более низкое положение в партийной иерархии Ваз.

Победа PAIGC на парламентских выборах, как и победа Ваза над независимым кандидатом Набианом, означала полное доминирование партии в политической жизни Гвинеи-Бисау. Набиан, по слухам, был «кандидатом от военных», и его проигрыш ослабил позиции главнокомандующего Инджаи.

Одним из первых важных действий новой власти была армейская реформа, которая назрела очень давно, и которую армия не давала проводить на протяжении многих лет. Теперь проблема была решена, и решили её, залив армию деньгами. Правительство получило средства от стран-доноров и объявило программу сокращения армии. Военным сделали такое предложение, от которого они не могли отказаться: максимальный бонус, выплаченный после увольнения, составил 42 тыс. долл. – огромные деньги для нищей Гвинеи-Бисау. Всего за пять лет планируется демобилизовать 5 тыс. солдат – львиную долю всей гвинейской армии.

Главнокомандующий Инджаи, «кингмейкер» на протяжении нескольких лет и еще в 2013 году заявлявший, что никогда не уйдет в отставку, был смещен уже в сентябре. Отставка была почетной, он получил свои выплаты и был назначен советником президента. Впоследствии Инджаи позировал перед журналистами за работой на своей ферме, демонстрируя трудовые мозоли и уверяя всех, что не имеет никакого отношения к наркотрафику. Вместе с Инджаи в отставку были отправлены глава Национальной гвардии и начальник полиции. Новым главнокомандующим стал генерал Нантан, близкий к новому президенту Вазу и, как говорили, больше уважающий демократию. В сентябре же были амнистированы и выпущены все участники неудачной попытки переворота в октябре 2012 – это было сделано, чтобы у военных не было повода затевать новый переворот. Правительство попросту решило «не будить лихо» и отказалось от судебных разбирательств.

В рамках армейской реформы правительство предприняло шаги, чтобы минимизировать автономность армии от правительства и исключить причины для бунта рядовых солдат. Жалование стало выплачиваться аккуратно и в полном объеме – однако, не наличными, как раньше, а на банковские карты. Это исключило возможность хищений солдатских денег офицерами и лишило офицеров важного рычага неформального воздействия на рядовых. Этнический состав армии стал приводиться к большему разнообразию, чтобы армия не представляла собой только «армию баланта». Все эти меры привели к большей контролируемости армии, хотя с наступлением политического кризиса в 2015 году, как свидетельствуют источники, армия была близка к вмешательству.

Несмотря на победу, премьер Перейра сформировал широкое коалиционное правительство. Он был вынужден заниматься самыми насущными, первейшими нуждами – такими, как обеспечение электроснабжения в столице, которое было нестабильным. Требовал реконструкции порт Бисау, проигрывавший в конкурентной борьбе другим западноафриканским портам-столицам. Правительство понимало первоочередные нужды. Страны-доноры, вдохновленные стабилизацией ситуации в Гвинее-Бисау, предоставили правительству немалые средства – было обещано около 1 млрд. долл. в течение 10 лет, — и, казалось бы, всё должно завертеться…

Получилось, однако, как всегда, и снова на почве денег и личных отношений. Крупные средства стран-доноров, точнее, возможность их распределения, в конечном счете, вывели конкурентные отношения между двумя политиками – президентом и премьером – на уровень открытого конфликта. Накапливающиеся мелкие проблемы, недовольство распределением должностей, личная неприязнь, наконец, привели к тому, что Ваз воспользовался своим правом на роспуск правительства в августе 2015 года. Сам президент назвал причиной «кризис доверия» между ним и Перейрой, а заодно обвинил правительство в пропаже 85 млн. евро.

Смещение премьера привело, однако, лишь к углублению политического кризиса. Наиболее негативный эффект политическая борьба оказала на иностранных доноров, так как очередной виток нестабильности мог свести на нет все достижения – в 2015 году экономика росла на 4,7%, в два раза быстрее, чем в переходный 2014 год. Уволенный Перейра пользовался поддержкой и доверием иностранных доноров, которые не знали, кто теперь будет распоряжаться их деньгами.

Этот политический кризис, вызванный смещением Перейры и фактически распадом единовластия PAIGC в сфере управления страной, стал катастрофой и затянулся на долгие годы. Образовалось две властные группировки, одна — вокруг PAIGC, другая – вокруг президента, которого большинство в PAIGC уже не поддерживало. Президент пытался перетянуть одеяло на себя: менял премьер-министров, пытался расколоть PAIGC изнутри, перетянув 15 депутатов парламента на свою сторону, в результате чего PAIGC фактически лишилась парламентского большинства.

В октябре 2016 года между противоборствующими сторонами при участии ECOWAS было подписано Конакрийское соглашение, предполагающее, как основу для разрешения конфликта, согласование кандидатуры премьера, которая устраивала бы всех. Соглашение, однако, не было выполнено президентом, который уже в ноябре назначил нового «несогласованного» с PAIGC премьер-министра Эмбалу.

В пылу политических баталий экономикой страны заниматься было некогда. Отчасти положение спас хороший урожай кэшью и рыночная конъюнктура, которая была благоприятной на протяжении 2015 и 2016 годов. Однако целенаправленной работы по привлечению инвестиций и продвижению проектов с момента смещения премьера Перейры никто не вел. В 2016 году обнаружилось, что правительство тайно оказало помощь двум коммерческим банкам на сумму, превышающую 5% ВВП Гвинеи-Бисау. Хотя после обнародования сделка была объявлена аннулированной, на 2016 год страна лишилась иностранной помощи, в качестве наказания за растрату средств стран-доноров.

В течение всего 2017 года политический кризис так и не нашёл решения. В мае 2017 года прозвучал первый тревожный звонок для Ваза: прошли многотысячные демонстрации, требующие отставки президента; позже они неоднократно повторялись. В июне 2017 года ECOWAS объявила, что если политический кризис не будет разрешен в течение 3 месяцев, на президента Ваза будут наложены санкции. Угроза, впрочем, осталась нереализованной: очевидно, никто не хотел смещения еще одного демократически избранного президента. За всю историю Гвинеи-Бисау еще ни один демократически избранный глава государства не пробыл на посту весь положенный срок.

В октябре оппозиция призвала все политические силы бойкотировать парламентские выборы 2018 года, если они будут проводиться правительством Эмбалу. Президент не уступил и Эмбалу продолжал оставаться премьером до января 2018 года; всё это время на Ваза оказывалось давление со стороны ECOWAS. Наконец правительство было отправлено в отставку, а 31 января был назначен новый премьер – Артур Силва, кандидатура которого также не устраивала ни оппозицию, ни переговорщиков. Сразу же после объявления о назначении Силвы ECOWAS объявил о намерении ввести персональные санкции против политиков и чиновников, ответственных за раздувание кризиса. Действительно, такие санкции были введены в отношении 19 человек из окружения Ваза, однако, самого президента в списке не было.

В оппозиционном лагере уже давно обвиняли лично Ваза в диктаторских замашках, в стране проходили демонстрации с призывом ввести санкции и в отношении президента тоже. К сожалению, доверие между сторонами было утрачено совершенно, и все шаги другой стороны воспринимались в штыки. В середине марта 2018 года Ваз попытался собрать межпартийную конференцию, чтобы обсудить состав правительства Силвы. Возможно, он и хотел предложить какие-то компромиссы, однако 4 из 5 парламентских партий проигнорировали мероприятие, как выразился один из представителей, «чтобы не тратить свое время». Политики, подписывавшие с президентом Конакрийское соглашение, указали, что Ваз продолжает упорствовать в его несоблюдении, и тоже проигнорировали конференцию.

Наконец, 17 апреля 2018 года Ваз сдался, назначив новым премьером известного политика, в прошлом уже занимавшего этот пост, Аристидиша Гомиша. Это было заслугой ECOWAS, серьезно пригрозившей лично президенту персональными санкциями, если он не найдет общий язык с однопартийцами из PAIGC.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Бенджамин Мкапа

Бенджамин Мкапа

Бенджамин Мкапа – «системный» политик правящей партии, который продолжал прорыночные экономические реформы предшественника и запомнился яркой антикоррупционной кампанией.


Джакайя Киквете

Джакайя Киквете

Джакайя Киквете – верный сын ССМ, который был успешным президентом и зарекомендовал себя как дипломат международного уровня.

Летсие III

Летсие III

Летсие III – единственный конституционный монарх в Африке, который, тем не менее, является активным политиком.

Уилл Рэндалл: Африка. Год в Ботсване

Уилл Рэндалл: Африка. Год в Ботсване

Простой британский учитель Уилл Рэндалл оказался на юге Африки, в Ботсване, где поступил волонтером в местную начальную школу. Целый год Рэндаллу предстоит провести в самом сердце национального заповедника, где он будет учить английскому языку и физкультуре чернокожих детей из окрестных деревень.


Год в Океании. Год в Африке

Год в Океании

Когда у человека есть все, что дает ему цивилизация, он от пресыщения вдруг начинает искать приключений. И тогда понимает, что главное в жизни порой бывает ближе, чем кажется. Автор книги, обладающий чисто английским чувством юмора, познал на себе очарование Соломонова времени, но смог из его плотной неколебимости вынести урок дружбы и предприимчивости.