Правители Африки: XXI век

2014-2018: Хери Радзаунаримампианина

Президент Мадагаскара (25.I.2014-7.IX.2018)

Madagascar_Rajaonarimampianina
Полное имя Хери Марсиаль Радзаунаримампианина Ракутуариманана
Hery Martial Rajaonarimampianina Rakotoarimanana
Родился 6.XI.1958, Тананарив, автономная Малагасийская республика
Умер Нет
Президент 25.I.2014-7.IX.2018
Этнос Мерина
Вероисповедание Христианин

Хери Радзаунаримампианина – рекордсмен по количеству букв в фамилии среди глав государств мира – был почти случайной фигурой, которой была уготована роль марионетки. Он быстро избавился от своего «хозяина», однако в качестве самостоятельного президента так и не смог достичь заметных успехов по выводу страны из кризиса.

Радзаунаримампианина родился в пригороде Тананариве, бывшем тогда столицей автономной Малагасийской республики, тогда еще контролировавшейся французами. Его семья была достаточно состоятельной, чтобы дать Хери хорошее образование: он окончил столичный университет (1982 год, степень MBA, экономика и финансы), потом продолжил образование в Канаде, Университет Квебека, обучаясь бухгалтерскому делу. В 1991 году он стал сертифицированным канадским бухгалтером. В том же году будущий президент вернулся на Мадагаскар и до 1995 года возглавлял исследовательское подразделение Национального института бухгалтерского дела и управления бизнесом, одновременно занимаясь преподаванием в Университете Антананариву. В 1995 году он создал собственную компанию, занимающуюся бухгалтерией и финансовым аудитом, которая впоследствии успешно работала по всей стране.

В качестве специалиста по финансовой дисциплине Радзаунаримампианина был вовлечён в различные проекты по распределению иностранной помощи и развитию инфраструктуры Мадагаскара. Он 5 лет возглавлял национальную Гильдию аккредитованных бухгалтеров и аудиторов. К моменту свержения Равалумананы он был уважаемым, зарекомендовавшим себя финансистом. Его назначение министром финансов переходного правительства было, таким образом, достаточно разумным решением со стороны новой власти.

Финансы страны Радзаунаримампианина возглавил в трудное время: иностранная помощь существенно сократилась и приняла полностью гуманитарный характер. Для Мадагаскара, одной из беднейших стран мира, это был очень важный источник бюджетных доходов. Деятельность Радзаунаримампианины на посту министра финансов и бюджетного планирования, с учётом внешних обстоятельств, была успешной: удалось стабильно осуществлять выплаты зарплат госслужащим и сдерживать инфляцию, хотя для этого пришлось почти полностью остановить все инфраструктурные проекты, направленные на развитие экономики. Деятельность министерства была направлена на выживание, а не на развитие, что было предопределено внешней изоляцией переходного правительства. В 2011 году Радзаунаримампианина был вдобавок назначен председателем совета директоров авиакомпании Эйр Мадагаскар.

Несмотря на важную должность в переходном правительстве, Радзаунаримампианина, в то же время, оставался, скорее, хорошим исполнителем, чем лидером. У него напрочь отсутствовал политический бэкграунд и он не помышлял о выдвижении на публичные должности. По крайней мере, он прямо заявил в одном из интервью, что не предполагал, что когда-то станет президентом. Однако в дело вмешался случай, вытолкнувший Радзаунаримампианину на мадагаскарский политический олимп.

Настоящие «игроки» мадагаскарской политики – бывшие президенты Равалуманана, Радзуэлина и Рацирака – были эффективно устранены от участия в выборах 2013 года. Это было сделано под давлением международных доноров, которые осознавали, что победа любого из них приведёт, с высокой вероятностью, к витку насилия с непредсказуемыми последствиями. Конституционный Суд не утвердил их кандидатуры, поэтому «игрокам» пришлось становиться кукловодами и выдвигать каких-то других лиц вместо себя. Лояльность и подконтрольность были, очевидно, главными критериями. Каждый «игрок» поддерживал, или находился в переговорах, с несколькими зарегистрированными кандидатами, которые имели определённую степень автономии. Хери Радзаунаримампианина, например, шёл на выборы от своего собственного движения HVM. Он показал в первом туре наилучший результат среди тех, кто, условно, мог считаться «кандидатами от Радзуэлины», заняв второе место – то есть, вышел во второй тур. От «партии Равалумананы» во второй тур вышел еще один политический «новичок» Жан-Луи Робинсон. Радзуэлина оказывал Радзаунаримампианине всяческую поддержку во втором туре выборов.

Выборы, которые международное сообщество, изголодавшееся по легитимному правительству Мадагаскара, поспешило объявить свободными и честными, вряд ли полностью избежали манипуляций. В ноябре, примерно за месяц до выборов, переходная администрация заменила 1/3 региональных губернаторов, назначив вместо них военных. Объяснено это было соображениями безопасности, хотя, наверняка, это мало кого убедило. В первом туре голосования Робинсон набрал почти в два раза больше голосов, чем Радзаунаримампианина, за которого проголосовало всего 15%. Однако во втором туре про-правительственный Радзаунаримампианина неожиданно победил с результатом почти 54%, что было весьма удивительно, учитывая результаты первого тура. Тем не менее, все предпочли сделать вид, что это была воля народа.

Радзаунаримампианина был приведён к присяге 25 января 2014 года. Уже на следующий день Африканский Союз восстановил членство Мадагаскара, вскоре были сняты другие санкции, наложенные в период «переходной администрации». Одним из первых обращений нового президента к международному сообществу была просьба о помощи Мадагаскару, находившемуся в тяжелом экономическом кризисе. Обращение было услышано: уже в июне 2014 года МВФ предоставил стране новый кредит. Кроме того, в своих первых выступлениях Радзаунаримампианина призвал потенциальных инвесторов вкладывать деньги в мадагаскарскую экономику.

HE Hery Rajaonarimampianina, President of the Republic of Madagascar
HE Hery Rajaonarimampianina, President of the Republic of Madagascar

Хери Радзаунаримампианина, президент Республики Мадагаскар
Автор: Chatham House

Вскоре после вступления Радзаунаримампианины в должность его бывший босс Радзуэлина публично объявил о намерении занять пост премьер-министра в новом правительстве. Его политическая партия образовала самую большую фракцию в парламенте (по результатам парламентских выборов, которые также состоялись в конце 2013 года), так что он имел законное право на пост премьера. Его должен был назначить Радзаунаримампианина, и вот тут-то началось непонятное. Пост премьер-министра Радзуэлина так и не получил, а уже весной он и Радзаунаримампианина были злейшими врагами. По-видимому, президент сразу захотел избавиться от своего «кукловода», для чего он вступил в переговоры с оппозиционными партиями парламента и, по всей видимости, с влиятельными закулисными международными игроками. В итоге Радзуэлина заявил об отказе от претензий на премьерство, явно вынужденно; впоследствии он прямо обвинял президента в предательстве (хотя обвинение звучало «в предательстве партийных интересов»).

Отсутствие широкой парламентской поддержки предопределило характер правления Радзаунаримампианины: он оказался самостоятельным политиком, но слабым президентом, вынужденным тратить внимание и ресурсы на политическое выживание. Кроме того, отсутствие слаженной работы ветвей власти, даже при наличии международного посредничества, обусловило слабый экономический и общественный прогресс на Мадагаскаре при новом президенте. Политическая стабильность, на которую рассчитывали при организации голосования в 2013 году, фактически, так и не наступила.

Отказав Радзуэлине в премьерском кресле, Радзаунаримампианина смог сколотить парламентскую коалицию из оппозиционных политических сил. В апреле 2014 года было сформировано правительство Рожера Кулу – старинного знакомого президента, лично лояльного ему человека. Новое правительство, несмотря на открывшиеся возможности (международные доноры возобновили помощь, торговое эмбарго было снято), не смогло справиться с экономическими проблемами. Смешанные чувства оставила операция правительства по борьбе с бандами, специализирующимися на краже скота. За годы «переходной администрации» эти банды превратились во влиятельные центры власти, особенно в сельской местности южного Мадагаскара. Однако операция по их ликвидации превратилась в настоящую гражданскую войну, в которой гибли мирные жители. Правительственные войска, сформированные еще при Радзуэлине, плохо контролировались администрацией. В октябре 2014 года бандиты сложили оружие на условиях всеобщей амнистии, однако насилие продолжалось. В сфере экономики успехи правительства Кулу были более чем скромными: общественное недовольство вызывали постоянные отключения электроэнергии, перебои в снабжении водой, неспособность справиться со вспышкой холеры, а также некоторые непопулярные меры (например, отмена субсидий на топливо в июле 2014 года). В конце концов, в январе 2015 года правительство было отправлено в отставку. Следующий премьер, впрочем, тоже не был посторонним – он был близким другом президентской жены.

Возможно, причина смены кабинета отчасти лежала в сфере политики: Радзаунаримампианина на протяжении 2014 года был буквально принуждаем странами-донорами к внутриполитическому диалогу с оппонентами. Переговоры между пятью президентами (Радзаунаримампианиной, Радзуэлиной, Равалумананой, Рациракой и Зафи), проводившиеся в конце 2014 – начале 2015 годов, были призваны выработать внутриполитический компромисс. Наверное, это было эпическое зрелище, учитывая, что Равалуманану на переговоры привозили чуть ли не в наручниках с военной базы, где он находился под арестом с октября 2014 года. В 2015 году, однако, в отношении него принято политическое решение: он был освобождён из-под стражи, а судебное преследование прекращено. Можно предположить, что Радзаунаримампианина и Равалуманана смогли договориться, так как после этого некоторое время они выступали как союзники.

24th Ordinary Session of the African Union Assembly, 29-31 Jan 2015
24th Ordinary Session of the African Union Assembly, 29-31 Jan 2015

24-я сессия Ассамблеи Африканского Союза, 29-31 января 2015 года
Автор: GovernmentZA

Наметившееся сотрудничество между Радзаунаримампианиной и Равалумананой, очевидно, подтолкнуло про-радзуэлиновское парламентское большинство действовать. 26 мая 2015 года парламент, контролируемый MAPAR, подавляющим большинством голосов объявил президенту импичмент. Согласно мадагаскарской конституции, однако, такой исход не предполагал немедленную утрату власти президентом. Объявленный импичмент должен был быть утверждён в Верховном Конституционном Суде, в случае успеха должно было состояться повторное голосование – и вот тогда президент считался отстранённым.

Несмотря на впечатляющий перевес голосов (против импичмента выступило всего 4 депутата из числа всех голосовавших), юридическая основа для импичмента была слабой. По конституции, президента можно было лишить полномочий в случае умственной или физической недееспособности. Однако с Радзаунаримампианиной всё было в порядке. Инициаторы импичмента представили в Суд длинный и довольно путанный список претензий к президенту, в котором основной упор был сделан на его «неспособность управлять» страной, а также пассивность, вмешательство в дела парламента и другие грехи. С формальной точки зрения всё это, однако, не годилось, о чём и заявил Конституционный Суд 12 июня. Кроме того, 64 депутата под присягой заявили, что не голосовали за импичмент, — факт, который сильно расходился с официальными итогами голосования. Таким образом, импичмент не был осуществлён, после чего влияние Радзуэлины и его интерес к внутренней политике Мадагаскара постепенно снизились, а сам он почти всегда был за границей. Тем не менее, в июле 2015 года парламент предпринял неудачную попытку сместить премьер-министра. В начале сентября 2015 года Радзаунаримампианина и представители парламента подписали так называемый «Пакт ответственности». Президент обязался не распускать парламент, парламент – выстраивать диалог с президентом.

Однако проблема политической стабильности не ушла из повестки. В 2016 году Радзаунаримампианина в очередной раз сменил премьер-министра, выбрав в этот раз бывшего министра внутренних дел, который считался скорее «технократом», нежели политиком. «Моя главная цель – установить стабильность, — подчеркивал президент. – Нам нужна политическая стабильность. Она нам нужна, чтобы привлекать инвесторов. Стабильность нужна на разных уровнях, в отношении того, как мы соблюдаем права населения, для борьбы с коррупцией, для хорошего управления».

Возвращение экономики страны на международную арену при Радзаунаримампианине приносило ожидаемые плоды. Наконец наметился экономический рост, что было, пожалуй, неизбежным последствием отмены международных санкций. Хотя рост был не впечатляющим – 2-3% ВВП – это было всё же лучше, чем затяжная стагнация периода «переходной администрации». Однако администрации удалось придерживаться строгой финансовой дисциплины, что было важным для иностранных доноров. Радзаунаримампианина сумел привлечь иностранных инвесторов (в основном, в сырьевой сектор), что тоже, пожалуй, было связано со снятием санкций, а не какими-то управленческими достижениями новой власти. Сам президент считал своей главной задачей реализацию крупных инфраструктурных проектов, например, в сфере энергетики, и развитие недобывающих отраслей, в особенности туризма. Однако всё упиралось в мадагаскарскую реальность: политические дрязги, коррупция, бандитизм, отсутствие нормальных дорог и электоснабжения, а также погодные катаклизмы, например, продолжительная засуха на юге страны и наводнения в других её частях.

Кроме того, сама администрация была не на высоте. Правительству не удалось организовать чёткую работу ведомств, наладить контроль за исполнением законов. К примеру, имея хорошо подготовленное, чёткое законодательство для регулирования добывающих отраслей (бывших основным источником экспортных доходов страны), мадагаскарские власти слабо отслеживали его соблюдение. В целом, это можно назвать низким качеством управления. Кроме того, как высказался один участник конференции инвесторов, проходившей в конце 2015 года в Лондоне, администрации Радзаунаримампианины, попросту, не хватало смелости и амбиций. «Всё, что я слышал сегодня, напоминает старые модели развития – эксплуатация природных ресурсов, строительство больших отелей для туристов… Мадагаскар продолжает делать эти короткие детские шажки, а нужен гигантский прыжок».

Доверие государственным институтам при Радзаунаримампианине оставалось крайне низким, что правительству, что парламенту, что полиции. Наконец, ужасающая нищета населения в богатом ресурсами Мадагаскаре, которую сам президент называл «парадоксальной», не способствовала ни политической стабильности, ни экономическому прорыву. В 2017 году Радзаунаримампианина, оценивая итоги своего президентства, в качестве достижения своей администрации заявил, что с 2014 года уровень бедности снизился с 92% до 70%. Судя по бурной реакции среди населения на это заявление, президент, пожалуй, переоценил свои успехи.

Вообще, 2017 год был для Мадагаскара крайне неудачным. В марте на страну обрушился сильнейший за последние 13 лет ураган, повлекший человеческие жертвы и нанесший тяжелый урон сельскохозяйственным угодьям. В некоторых районах был полностью уничтожен урожай ванили – основной экспортной сельхозкультуры. Соответственно, последовало обнищание населения. Учитывая, что подавляющее большинство мадагаскарцев заняты в сельском хозяйстве, стихийные бедствия нанесли ущерб огромной части жителей. В начале января 2018 года страна испытала удар еще одного урагана, вызвавшего человеческие жертвы и наводнения.

В этой тяжелой экономической и социальной обстановке Радзаунаримампианина начал готовиться к переизбранию на следующий срок. Он избрал привычный для страны способ: изменение избирательного законодательства. После внесенных поправок оказалось, что ни Равалуманана, ни Радзуэлина опять не смогут принять участие в выборах, которые должны состояться в конце 2018 года. Эта новость немедленно «вскипятила» общество и привела к многолюдным демонстрациям в Антананариву, в которых приняли участие сторонники обоих отстранённых политиков. Более тысячи протестующих 21 апреля 2018 года заняли главную столичную Площадь 13 мая, требуя отмены поправок и отставки Радзаунаримампианины. Власти объявили происходящее попыткой переворота, при этом полиция начала применять по протестующим оружие; было застрелено два демонстранта и ранено 16. После этого отчуждение выросло еще сильнее. Теперь протестующие называли Радзаунаримампианину не просто коррупционером, но еще и убийцей. Оппозиционеры отвергли посредничество южноафриканского блока SADC и его посланника Чиссано, считая их ответственными за устранение на прошлых выборах кандидатур Равалумананы и Радзуэлины, и, таким образом, приведшими к власти Радзаунаримампианину.

Спорное избирательное законодательство было передано юристами оппозиции в Конституционный Суд, который 3 мая 2018 года отменил часть поправок – в том числе те, которые препятствовали участию в выборах двух бывших глав государств. Тем не менее, это не повлияло на градус противостояния. Участники протестов решили не расходиться, пока Конституционный Суд не рассмотрит петицию о смещении Радзаунаримампианины с поста президента.

25 мая Конституционный Суд опубликовал постановление, обязывающее президента отправить правительство в отставку и в течение недели назначить нового, согласованного с оппозицией, премьер-министра «правительства национального единства». Радзаунаримампианина не стал ничего делать, но обратился к Суду, попросив разъяснить это решение. Вежливо, но довольно саркастически президент вопрошал, как судьи понимают область полномочий президента и насколько это судебное решение им соответствует. Очередные переговоры с оппозицией состоялись, но ожидаемо ни к чему не привели.

На фоне затянувшегося политического кризиса армия снова начала ощущать себя средством разрешения конфликта. Еще в апреле министр обороны Расулуфунирина зачитал совместное обращение глав армии и полиции с призывом к политическим силам найти компромисс. Накануне «дедлайна» Конституционного Суда, 31 мая 2018 года, министр обороны в телевизионном обращении пригрозил вмешательством армии, если правительство и оппозиция не найдут компромисс. «Если [переговоры политиков] не увенчаются успехом, силы безопасности вмешаются, как последняя надежда нации… на то, чтобы избежать катастрофы», — заявил он.

К счастью, очередной силовой эскалации удалось избежать. Суд предоставил еще одну отсрочку властям, до 5 июня, и Радзаунаримампианина на этот раз подчинился. 6 июня президент назначил нового премьер-министра, «технократа», беспартийного Кристиана Нцая, известного тем, что он работал в структурах ООН и не состоит ни в одной политической партии. Сам президент отрекомендовал его как «опытного человека, обладающего необходимыми качествами для примирения [нации]». Основной задачей нового правительства была объявлена организация президентских выборов, намеченных на ноябрь 2018 года.

Назначение Нцая, в целом, завершило конституционный кризис и сбило волну протестов. Однако президент этот раунд борьбы проиграл. Его популярные оппоненты, прежде всего, Равалуманана, остались в числе кандидатов, а многомесячный конфликт с оппозицией весной-летом 2018 года ослабил позиции президента.

Ровно за два месяца до выборов, 7 сентября 2018 года, Радзаунаримампианина, в соответствии с конституцией, ушел в отставку, чтобы иметь возможность в качестве кандидата принять участие в выборах. Эта разумная конституционная норма была принята, исходя из опыта предшествующих лет, когда ни один глава государства не нашел в себе силы сложить полномочия без внешнего принуждения. Президент стал всего лишь одним из кандидатов, а президентские полномочия полностью перешли к председателю Сената Ракутувау.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2018)


Хотите узнать больше?

Анж-Феликс Патассе

Анж-Феликс Патассе

Анж-Феликс Патассе был демократически избранным, а позже – демократически переизбранным президентом. Несмотря на это, жестокие реалии политики в Центральноафриканской республике были далеки от демократии в ее западном понимании. Правление Патассе было наполнено мятежами военных, межэтническими противостояниями, политическими убийствами, и сам президент был плоть от плоти всего этого.


Александр-Фердинан Нгенде

Александр-Фердинан Нгенде

Нгенде был временной фигурой на посту президента ЦАР, знаменующей переход власти от лидеров Селеки к переходной администрации, курируемой международным сообществом.

Поль Бийя

Поль Бийя

Поль Бийя входит в число наиболее коррумпированных африканских диктаторов, переживших волну демократизации начала 1990-х и не желающих оставить свой пост даже в глубокой старости.

Антон Кротов: Восточная Африка. Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Коморские острова

Восточная-Африка

Восточная Африка» — путеводитель для самостоятельных путешественников из России и СНГ. Как попасть, прилететь, приехать в этот регион; как самостоятельно передвигаться по Африке (на автобусах, поездах, автостопом).


В дебрях Африки

В дебрях Африки

Что толкает человека на авантюры, заставляет совершать подвиги? Порой это так и остается загадкой. Личность одного из самых известных исследователей Африки Генри Мортона Стенли (1841—1904) до сего дня окутана тайной.