Правители Африки: XXI век

1992-2002: Альфа Умар Конаре

Президент Мали (8.VI.1992-8.VI.2002)

Альфа Умар Конаре
Полное имя Альфа Умар Конаре

Alpha Oumar Konare

Родился 2.II.1946, Кайи, Французский Судан, Французская Западная Африка
Умер Нет
Президент 8.VI.1992-8.VI.2002
Этнос Бамбара / фула
Вероисповедание Мусульманин

Альфа Умар Конаре пришёл к власти на волне демократических преобразований, но не смог в полной мере соответствовать духу демократии, и его наследие оценивается неоднозначно.

Будущий президент родился в маленьком городке Кайи в семье учителя, пятым из 14-ти детей. Несмотря на это, ему удалось получить неплохое образование, сначала в Мали (Университет Бамако, 1965-1969), затем – в Варшавском университете, где он учился на археолога и в 1975 году защитил диссертацию. После возвращения в Мали Конаре поначалу работал университетским преподавателем и председателем Совета музеев.

В мае 1978 года он был назначен министром по делам молодежи, спорта и культуры. Своему назначению Конаре был обязан внутриполитической обстановке: незадолго до этого при подозрительных обстоятельствах умер бывший малийский президент Кейта, который находился в заключении, а позже были арестованы министр обороны и безопасности за подготовку переворота. Стремясь как-то разрядить обстановку в стране, президент Траоре провозгласил политику «большей открытости», и, в частности, назначил министром безобидного историка Конаре. Однако уже в августе 1980 года Конаре ушёл в отставку в знак протеста против легализации власти Траоре, который был избран президентом на безальтернативной основе.

Он вернулся в образование, преподавая историю и археологию в университете. В 1980-х годах Конаре был видным малийским историком, консультантом ЮНЕСКО и музейным работником, занимавшим должности в разных международных структурах. Так, он был председателем Западноафриканского археологического общества, а с 1986 года занимал должность председателя Международного совета музеев. Кроме того, Конаре занимался общественной деятельностью, в частности, издавал журнал о культуре и сам писал статьи для него.

Он оказался в числе тех видных общественных деятелей, которые стали интеллектуальной опорой будущих демократических изменений. С 1986 года Конаре был основателем подпольной политической партии – Национального демократического и народного фронта. В 1984 году будущий президент основал газету Ле Эко, со страниц которой, начиная с конца 1980-х годов, звучала критика режим Траоре, призывы к введению многопартийной системы. В 1991 году он основал первую в Мали независимую радиостанцию.

Поскольку в Мали всё еще действовала однопартийная система и легально основать политическую партию было нельзя, начали множиться «общества», которые мало отличались от партий по существу. В октябре 1990 года Конаре основал одно из таких «обществ», Альянс за демократию в Мали (ADEMA), который со временем превратился в политическую платформу, объединяющую многие оппозиционные политические силы. Альянс проводил забастовки и другие ненасильственные акции сопротивления режиму.

Демократия в Мали пришла, однако, всё-таки только после военного переворота. Свержение диктатора Мусы Траоре в 1991 году либерально настроенными военными открыло возможности для общественных преобразований. Созыв Национальной конференции был призван осуществить такой переход к демократическому правлению. Конаре стал делегатом и первым председателем Национальной конференции, а в апреле 1992 года легко выиграл президентские выборы, победив в первом туре представителя партии, которой долгое время заправлял Траоре.

Важной проблемой в начале 1990-х годов было восстание туарегов. Туарегский вопрос уходил корнями вглубь веков, и был связан, как и следует ожидать, в основном с дележом ресурсов (воды, пастбищ). Идея провозглашения собственной государственности бродила у туарегов давно, так, они пытались это сделать еще в 1960-х годах, сразу после провозглашения Мали независимости. В начале 1990-х туарегские племена Нигера и Мали пришли в движение, что было вызвано неблагоприятными природными условиями на протяжении нескольких лет и последовавшим за ними голодом. Национальные правительства традиционно не были расположены что-то делать для туарегов, из-за чего последние не чувствовали к ним никакой лояльности. Первое восстание 1990-1992 года удалось урегулировать еще до президентства Конаре; однако уже в 1994 году при поддержке Ливии туареги вновь возобновили войну, которая продолжалась 2 года. На стороне правительственной армии воевали местные ополченцы из числа оседлого населения, так что это была настоящая гражданская война. В 1996 году путём переговоров удалость достичь мира. Правительство Конаре стало лучше обеспечивать туарегов «гуманитаркой» и это всех, в целом, устроило. Были ещё даны обещания инкорпорировать туарегов в малийское общество, однако фактически ничего не было сделано. Это аукнулось позже, когда туареги снова взялись за оружие и в 2012 году попытались провозгласить независимое государство Азавад.

Туарегское восстание имело еще одно последствие: оно привело к широкомасштабной реформе государственного управления, которая была завершена только в 1999 году. Было создано 682 новых управленческих единицы – «коммуны» или «округа», которым была передана часть полномочий центральных органов власти. «Коммуны» получили на своём, местном уровне полномочия в вопросах землепользования, школьного образования и медицины, транспорта. Теоретически они даже имели право обращаться за иностранной помощью и собирать средства на какие-то местные проекты развития территорий. Поначалу правительство планировало распространить децентрализационную реформу только на регионы, где компактно проживают туареги, однако в итоге реформа оказалась общегосударственной.

На момент прихода Конаре к власти Мали относилась к числу наименее развитых стран, даже по африканским меркам. Новое правительство разработало ряд программ по социально-экономическому развитию, которые финансировались МВФ, Евросоюзом и, в частности, Францией. Реформы в Мали проводились схожим с другими африканскими странами образом, это были неолиберальные преобразования, предусматривающие жесткую финансовую дисциплину, приватизацию государственных предприятий, то есть – общее оздоровление экономики на фоне снижения уровня жизни населения. Правительству удалось частично списать, а частично реструктурировать огромный государственный долг (около 3 млрд. долл.)

Конаре

Alpha Omar Konaré

Альфа Умар Конаре

Автор: MEDEF

В сфере экономики правительство Конаре пыталось предпринимать меры по диверсификации экономики, так как Мали фактически имело только один экспортный продукт – это хлопок, производимый еще с колониальных времен. В аграрном секторе, включая хлопководство, было занято подавляющее большинство населения. Правительство пыталось развивать добычу полезных ископаемых, коих в Мали много; определенный успех удалось достичь только в сфере добычи золота, куда были привлечены иностранные инвестиции. Главным препятствием развития добывающей промышленности было и остается отсутствие должной инфраструктуры, из-за чего некоторые проекты «подвисали», так как инвесторы отказывались их продолжать.

В целом, экономическое развитие в 1990-х годах было успешным – удалось побороть инфляцию с 30% в начале 1990-х до 4% в 1999 году и добиться экономического роста в 4-6%. В 1997 году МВФ, удовлетворенный результатами сотрудничества, продлил программу финансовой помощи еще на 3 года. Однако, несмотря на благоприятные оценки экономической траектории Мали международными финансовыми организациями, улучшения уровня жизни простого малийца не происходило. Девальвация франка КФА в 1994 году на 50%, хотя и подстегнула хлопководство, главный предмет малийского экспорта, привела к обнищанию и так небогатого населения. Это вызвало рост социального протеста и, в конечном счете, рассорило правительство Конаре с другими политическими силами. Приватизация некоторых крупных государственных предприятий вызвала протесты профсоюзов. На фоне общественного недовольства президент оказался в фактической изоляции накануне президентских и парламентских выборов 1997-1998 годов. В итоге, парламентские выборы бойкотировали 18 партий, а в президентских выборах в знак протеста отказались участвовать 8 кандидатов. Выборы президент выиграл легко, однако в них не принял участия ни один видный оппозиционный политик. Радикальная оппозиция результаты выборов не признала.

Во внешней политике Мали активно участвовало в разрешении региональных конфликтов, в частности, в ЦАР и ДРК, а позднее в Сьерра-Леоне, Гвинее-Бисау и Либерии. Лично Конаре был видным панафриканским дипломатом, — возможно, даже слишком активным, потому что на родине его упрекали в излишней увлеченности участием в межгосударственных структурах и недостаточным вниманием к государственному управлению. Уровень и качество жизни населения по-прежнему оставляли желать лучшего, а сам президент к концу второго срока всё больше и больше политиканствовал, мог бесконечно рассуждать о демократии, борьбе с коррупцией и нищетой. Всем было очевидно несоответствие его речей и реального положения дел.

В конце 1990-х в правящей партии ADEMA-PASJ произошёл раскол, в результате которого партию покинул премьер-министр Ибрагим Бубакар Кейта. Раздрай в партии невольно торпедировал попытки президента Конаре внести изменения в конституцию и получить право переизбраться еще на один срок. Он не смог получить достаточную поддержку даже среди однопартийцев, так как недавно победившая фракция хотела иметь возможность выдвинуть своего кандидата на президентских выборах 2002 года. В итоге, хотя президент назначил проведение референдума о конституционных поправках на декабрь 2001 года, в ноябре референдум был отменён.

Вообще, под конец президентского срока Конаре в значительной мере утратил не только личную популярность в стране, но и лавры видного африканского демократа в глазах стран Запада. Президентские выборы 2002 года были проведены ужасно, давая оппозиции все основания подозревать подтасовки. По всей видимости, властями были приложены усилия, чтобы лишить «мятежного» политика Кейту возможности победить на этих выборах. Поэтому во второй тур вышли проправительственный кандидат и фаворит этих выборов – генерал Туре, который, в итоге, и победил. Очевидно, что победа Туре устраивала президента больше, чем победа своего бывшего премьер-министра.

После ухода в отставку Конаре получил возможность заниматься международной политикой – то, к чему он явно имел склонность. С 2003 по 2007 годы Конаре был председателем комиссии Африканского Союза – фактически, главным дипломатом всей Африки. Позже он занимался урегулированием отдельных африканских конфликтов: в 2013-2014 годах он представлял союзные структуры в Египте после свержения Морси, а в 2015 году был назначен верховным представителем Африканского Союза в Южном Судане.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Анж-Феликс Патассе

Анж-Феликс Патассе

Анж-Феликс Патассе был демократически избранным, а позже – демократически переизбранным президентом. Несмотря на это, жестокие реалии политики в Центральноафриканской республике были далеки от демократии в ее западном понимании.


Мишель Джотодия

Мишель Джотодия

Джотодия был главой вооруженных отрядов мусульман и президентом на обломках государственности в стране, охваченной гражданской войной на религиозной почве.

Поль Бийя

Поль Бийя

Поль Бийя входит в число наиболее коррумпированных африканских диктаторов, переживших волну демократизации начала 1990-х и не желающих оставить свой пост даже в глубокой старости.

Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания

Ноомахия

В книге рассматриваются неиндоевропейские цивилизации — китайская, японская, африканская и тихоокеанская. Автор выявляет в каждой из них наиболее очевидные, с ноологической точки зрения, полюса и исторические эпохи, описывая доминирующие конфигурации Логоса на основании общей модели, на которой построена вся «Ноомахия», — Логос Аполлона, Логос Диониса и Логос Кибелы.


Путешествия и исследования в Африке. Путешествия и исследования в Южной Африке

Путешествия и исследования в Африке

Объединенные в один том две книги (вторая написана совместно с братом Чарльзом) всемирно известного путешественника и исследователя, великого гуманиста Давида Ливингстона дадут возможность современному читателю реально представить, как, в каких условиях проходила научная, исследовательская деятельность одного из первых европейцев, решивших более 150 лет назад проникнуть в таинственный мир Африки, как этому человеку удалось завоевать любовь коренного населения.