Правители Африки: XXI век

1992-2002: Кассем Утим

Президент Маврикия (1.VII.1992-15.II.2002)

Кассем Утим
Полное имя Кассем Утим

Cassam Uteem

Родился 22.III.1941, Порт-Луи,

Британский Маврикий

Умер Нет
Президент 1.VII.1992-15.II.2002
Этнос
Вероисповедание Мусульманин

«Народный президент» Утим – мусульманин в индуистском обществе, настоящий джентльмен, принципиальный политик, активно работающий в международных организациях, продвигающих демократию в мире.

Кассем Утим родился в семье, имеющей индийские корни, то есть, относящейся к этническому большинству. Семья не имела средств для оплаты учебы Кассема в университете, поэтому будущий президент был вынужден пойти работать, чтобы накопить средства для получения образования (это предполагало поездку в Европу, так как на Маврикии вузов тогда не было). Он смог собрать средства и получил образование во Франции, в Университете Парижа-VII, по специальности психология, а также, позднее, в Университете Маврикия по специальности социальная работа.

Утим был вовлечен в политическую деятельность еще до того, как попал во Францию. В качестве молодежного лидера и общественника он участвовал в борьбе за независимость Маврикия. В начале 1970-х он вступил в партию левого толка Боевое движение Маврикия (МММ), где позднее достиг поста заместителя председателя.

Первую официальную должность Утим получил в 1969 году, когда был избран в городской совет столицы страны Порт-Луи. В мэрии он проработал с перерывами до 1988 года, а в 1986 году стал лорд-мэром города.

В 1976 году Утим стал членом парламента, куда несколько раз успешно переизбирался. Карьера депутата перемежалась с работой в правительстве: в 1982-1983 года он был министром по делам занятости, общественной безопасности и национального единства; в 1990-1991 годах он был заместителем премьер-министра и министром промышленности и промышленных технологий.

В 1992 году, когда Маврикий (в основном, по соображениям престижа) изменил форму правления, Кассем Утим был выбран в качестве кандидата на пост президента. Это стало возможным в результате предварительных политических договоренностей внутри коалиции партий MSM и МММ. Функции президента, во многом, были схожи с упраздняемым постом генерал-губернатора, то есть, это был церемониальный пост. Сначала несколько месяцев пост президента занимал индуист, ветеран маврикийской политики, последний генерал-губернатор Рингаду, затем Утим был избран парламентом и приведен к присяге 1 июля 1992 года.

Кандидатура Утима, представителя мусульманского меньшинства, поначалу вызывала недовольство индуистов, так как они опасались того, что он будет действовать в интересах, прежде всего, мусульман. Утим был вынужден подчёркивать свою готовность служить интересам всех маврикийцев. Так, в одном из интервью, состоявшихся непосредственно перед избранием, он определил для себя две основные задачи, которыми будет заниматься на посту президента: во-первых, поддержание национального согласия в стране, гармоничное сосуществование различных общин, и, во-вторых, наблюдение за соблюдением Конституции и прав граждан.

На посту президента Утим держался скромно. Он предпочитал не жить в президентском дворце, а использовать его только для официальных встреч и работы. Убеждал не писать о себе книг. Общавшиеся с ним журналисты характеризовали его как вежливого, приятного в общении собеседника, настоящего «джентльмена», который, тем не менее, имел чёткую позицию по актуальным вопросам и не боялся её отстаивать. Принципиальность президента как одно из примечательных личных качеств отмечали многие.

В политической сфере Утим, будучи мусульманином, оказался в роли защитника ценностей мультикультурализма. Ислам исповедует только 17% населения Маврикия и президент представлял религиозное меньшинство. Соответственно, он продвигал идеи открытого общества, где политическая среда позволяет различным этническим и религиозным группам принимать участие в управлении государством. Религиозная принадлежность Утима, впоследствии, оказалась ценным активом, хотя сам факт избрания президентом именно мусульманина в 1992 году не был, вероятно, предопределен. Так получилось случайно. Однако фигура мусульманина Утима в качестве главы государства оказалась очень кстати. Дело в том, что на протяжении 1990-х годов трения между религиозными общинами нарастали. На Маврикии стали появляться мусульмане-салафиты, на саудовские деньги образовывались религиозные образовательные центры. Обострение религиозных отношений накладывалось на общинное противостояние, которое имело в большей степени экономическую природу. Как бы то ни было, когда феврале 1999 года произошли столкновения, вызванные арестом и неожиданной смертью в полицейском участке известного певца Джозефа Топизе, именно президент Утим совместно с лидерами католической общины оказались теми, кто взялся улаживать конфликт. После трёх дней погромов и грабежей ситуацию удалось взять под контроль. Последующее расследование признало ответственность главы правительства Навина Рамгулама, который самоустранился от разрешения кризиса.

В феврале 2002 года Утим подал в отставку, не желая подписывать неоднозначный антитеррористический закон. Закон был подготовлен на волне борьбы с терроризмом, которую инициировали США после терактов 11 сентября. Правительство при его представлении ссылалось на решения, принятые в ООН, однако не всё было так однозначно.

Закон, принятый парламентом в отсутствии оппозиционных депутатов, бойкотировавших голосование, предполагал запрет на въезд в Маврикий любого лица, которого полиция подозревает в терроризме, и невозможность освобождения лиц, задержанных по обвинению в такой деятельности, под залог, продлял сроки задержания без предъявления обвинения. Было понятно, что закон коснётся, прежде всего, мусульманского меньшинства. Кроме того, закон содержал положения, «под шумок» увеличивавшие полномочия исполнительной власти. Глава парламентской оппозиции призвал президента не подписывать закон, считая его «опасным» для свобод маврикийцев.

Утим сначала просто отказался подписывать закон, а потом согласился, при условии внесения в закон 10 поправок. Среди них, в частности, предусматривалась процедура предварительной консультации полиции с президентской администрацией, объявлять ли того или иного человека «террористом», и лишь потом полиция имела право делать аналогичный запрос судье (который и выносил решение). Поправки президента были отклонены, и Утим был вынужден уйти в отставку, так как по конституции он мог отказаться подписать закон только два раза. Немедленно после отставки Утим отправился в Мекку совершать хадж.

Бывший президент остается видной политической фигурой и высказывается по актуальным для страны вопросам. После ухода с поста Утим активно занялся международной политикой. В 2002-2014 годах он был главой наблюдательных миссий на выборах от различных международных организаций, в том числе – Африканского Союза, Британского Содружества. В этом качестве он работал в Шри-Ланке, Мальдивах, Бангладеш, Лесото, Мадагаскаре и других странах. В ноябре 2014 года генсек ООН назначил Утима специальным посланником и главой миссии наблюдателей на выборах в Бурунди. В 2017 году он был главой миссии на выборах президента Руанды.

Кассем Утим является вице-президентом Мадридского клуба – некоммерческой организации, объединяющей бывших лидеров разных государств, целью которой является укрепление демократических институтов и консультирование по разрешению политических конфликтов.

Помимо этого, бывший президент участвует в работе некоммерческих организаций: ATD Четвертый мир – организации, призванной бороться с бедностью (в должности президента), а также нескольких благотворительных фондов. Принимает особое участие в судьбе чагосского народа – жителей о. Диего Гарсия, депортированных с острова после того, как на нём была организована американская военная база. Утим является активным членом мусульманской общины Маврикия, участвовал в организации Исламского фонда благосостояния – благотворительной организации, помогающей бедным и нуждающимся, а также продвигающей образовательные проекты.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2018)


Хотите узнать больше?

Александр-Фердинан Нгенде

Александр-Фердинан Нгенде

Нгенде был временной фигурой на посту президента ЦАР, знаменующей переход власти от лидеров Селеки к переходной администрации, курируемой международным сообществом.


Фостен-Аршанж Туадера

Фостен-Аршанж Туадера

Туадера – демократически избранный президент, призванный вывести страну из кризиса гражданской войны, но оказавшийся неспособным это сделать.

Майкл Сата

Майкл Сата

Майкл Сата – оппозиционер, популист, демагог, «король-кобра», который загипнотизировал нацию.

Черная Африка: прошлое и настоящее.

Черная Африка

Авторский коллектив в доступной и лаконичной форме изложил основные проблемы и сюжеты истории Тропической и Южной Африки с XV в. по настоящее время. Среди них: развитие африканских цивилизаций, создание и распад колониальной системы, становление колониального общества, формирование антиколониализма и идеологии африканского национализма, события, проблемы и вызовы второй половины XX — начала XXI в.


Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 г.

Сто дней во власти безумия

В монографии профессора НИУ ВШЭ доктора исторических наук И. В. Кривушина впервые в отечественной историографии проводится комплексный анализ геноцида 1994 г. в Руанде, его исторических предпосылок и причин, выявляются способы его проведения, основные организаторы и участники, роль в геноциде СМИ и христианских церквей.