Правители Африки: XXI век

1999-2010: Мамаду Танджа

Президент  Нигера (22.XII.1999-18.II.2010)

Мамаду Танджа
Полное имя Мамаду Танджа

Mamadou Tandja

Родился 1938, Мэн-Сороа, округ Гуре, Нигер,

Французская Западная Африка

Умер Нет
Президент 22.XII.1999-18.II.2010
Этнос Фула / Канури
Вероисповедание Мусульманин

Мамаду Танджа – военный, политик, оппозиционер, который был избран на демократических выборах, но не смог отказаться от власти и был позорно свергнут военными.
Мамаду Танджа родился в пастушеской семье в маленьком затерянном городке, вдали от крупных поселений; точная дата рождения его неизвестна. Военную карьеру Танджа выбрал в 17 лет, начав с обучения в военной школе в Катибугу (Французский Судан), позднее обучаясь в офицерском училище на Мадагаскаре и Кот д’Ивуаре. Начиная с 1963 года он служит в армии Нигера, занимая командные должности в различных воинских подразделениях. В 1974 году он принял участие в перевороте, который привел к власти Сейни Кунче; это позволило ему занять должность члена Верховного военного совета и достичь прогресса в карьере. Он занимал должности префекта департаментов Маради и Тахуа (последний он возглавлял в 1981-1988 годах), два раза был министром внутренних дел. После смерти Кунче в 1987 году новый президент Али Сайбу избавлялся от потенциальных политических конкурентов, поэтому Танджа, будучи в числе влиятельных фигур нигерской политики, провел годы с 1988 по 1990 в качестве посла в Нигерии. В 1990 году Сайбу, однако, вернул его и доверил пост министра внутренних дел: началось восстание туарегов и студенческие волнения, и Танджа как опытный администратор был возвращен в правительство.
В это время Нигер, как и многие другие африканские страны, проходил переход от авторитарной однопартийной диктатуры к многопартийной демократии. Собравшаяся в 1991 году Национальная Конференция отменила однопартийную систему и фактически лишила Сайбу инструментов для управления страной. Президент, однако, добился своего избрания на пост главы основной (бывшей правящей) партии MNSD, с прицелом на продолжение политической карьеры. И тут в дело вступил Танджа. Будучи к началу 1990-х годов одним из влиятельных нигерских политиков, он сумел политически «добить» Сайбу и других конкурентов, организовав в конце 1991 года собственное избрание в качестве главы партии. От нее он шел на президентские выборы 1993 года, которые, однако, проиграл.
Начался период его жизни в качестве оппозиционного политика (1993-1999 годы). Танджа участвовал в борьбе против правительств и демократически избранного Усмана, и захватившего власть Майнассары, подвергался арестам за свои выступления. В президентских выборах 1996 года он принял участие, хотя в этот раз надежды победить было немного: военный диктатор Майнассара был настроен легализовать свою власть, а все оппозиционные кандидаты-конкуренты на второй день выборов был просто посажены под домашний арест на 2 недели – в качестве превентивной меры, «пока все не уляжется».
Убийство Майнассары в ходе военного переворота 1999 года состоялось под лозунгом возвращения к демократии. Действительно, военные подготовили новую конституцию, написанную под полу-президентскую республику (как во Франции) и организовали парламентские и президентские выборы, которые международные обозреватели сочли свободными и честными. На них Танджа был избран президентом во втором туре, победив Иссуфу, которые станет теперь на долгие годы его главным оппонентом.
Правление Танджи начиналось с экономических реформ под эгидой МВФ. Следует сказать, что даже в ряду африканских государств Нигер выделялся высоким уровнем бедности; к тому же, после военного переворота 1996 года всякая иностранная помощь была заморожена. Рост ВВП перед девальвацией в 1994 году западноафриканского франка КФА составлял около нуля, а после девальвации падал, в среднем, на 10% в год.
С появлением демократически избранного президента ситуация стала меняться. В 2000 году МВФ одобрил финансирование программы по борьбе с бедностью, нацеленная на повышение благосостояния и здравоохранения в сельских районах. Кредиторы также официально признали статус Нигера как «бедной страны с высоким уровнем задолженности», после чего страна получила поблажки по выплате внешнего долга. В Нигере начался пересмотр законодательства, в частности, в сфере добычи полезных ископаемых, с целью улучшения инвестиционного климата. К 2002 году была приватизирована часть государственных компаний, в частности, в телекоммуникационном секторе и электроснабжении. Более регулярно стали выплачиваться зарплаты в госсекторе, хотя не были погашены накопившиеся долги. Следует заметить, однако, что для Нигера это был существенное достижение. Несмотря на проведенные реформы, существенных инвестиций, которые смогли бы кардинально улучшить низкий уровень экономического развития, привлечь не удалось. Ситуацию хорошо иллюстрирует факт, что около 85% экономически активного населения по-прежнему было занято в сельском хозяйстве и скотоводстве. Оппозиция критиковала правительство за неэффективность реализации принятых программ.
Во внутренней политике Танджа продолжил политику «политической децентрализации». Она началась еще при Усмане и была важной частью договоренностей 1995 года с восставшими туарегами. К 2004 году была проведена реформа местного самоуправления и образовано 265 новых муниципальных коммун, которые получили более широкие полномочия. На деле это способствовало консолидации власти в руках Танджи, так как 3700 избранных депутатов местных органов власти никакой оппозиции президенту, разумеется, составить не могли, так же как не могли стать эффективной политической силой. Кроме того, фактически передача полномочий в заявленном объеме так и не состоялась – но это стало ясно позднее. Пока же коалиция партий, поддерживающих Танджу, завоевала 88 из 113 мест в Национальной Ассамблее, а сам президент был переизбран на новый срок в том же году.
В марте 2005 года, почти сразу после переизбрания, Танджа ввел в действие согласованный с МВФ и Всемирным банком новый пакет экономических мер, который вызвал в стране всплеск возмущения. Он предполагал введение 19% НДС на основные продукты питания: просо, муку, сахар, чай, рис, молоко. Мало того, что это мало вязалось с объявленной правительством «борьбой с бедностью», эти меры были введены на фоне крайне неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве – неурожае 2004 года и падеже скота из-за нашествия саранчи. В стране свирепствовал голод. Справедливости ради следует отметить, что исполнительная власть была вынуждена следовать пунктам программы помощи иностранных кредиторов, и Танджа не имел возможностей избежать этого повышения.
После серии демонстраций и забастовок, охвативших страну, президент перешел к откровенно недемократическим действиям. Вместо использования СМИ как инструмента давления на иностранных кредиторов, с целью изменения навязываемой ими экономической политики, он предпочел заткнуть рот журналистам, которые писали о разразившемся в стране голоде. Хуже того, Танджа публично отрицал наличие голода в Нигере, что было откровенной ложью. Это было ложью тем более циничной, что голод в Нигере был перманентным, и сезон 2004-2005 года был просто хуже предыдущих, — что не означало, что прошлые года были благополучными. Вряд ли кто-то лучше мог представлять себе положение дел, чем президент. Ситуация улучшилась только после выпадения дождей и хорошего урожая 2005 года, но, в целом, очевидно, что никакой политической воли по решению насущных проблем проявлено не было.
Ситуация в стране продолжала постепенно накаляться, по мере накопления проблем и нежелания правительства их решать. Политический кризис 2007 года была закономерным итогом пассивности власти. В феврале началось восстание туарегов, с которыми правительство отказывалось взаимодействовать. При поддержке бизнесменов туарегского происхождения и проживающих в Европе туарегов было образовали Нигерское движение за справедливость (MJN). Это была хорошо оснащенная военная группировка, которая действовала на севере страны, нападая на военные базы правительственных сил. Был нанесен ущерб работе урановых шахт, которые как раз располагались на севере. Помимо прочего, действия MJN практически уничтожили сахарский туризм, который был заметным источником доходов Нигера. Туареги требовали более справедливого распределения доходов от природных богатств, реальной децентрализации власти, включения туарегов в правительство и армию, — то есть, стремились стать влиятельной политической силой. Правительство отказалось вступать диалог, попросту объявив MJN «бандитами», связанными с наркоторговцами, также отвергнув посредничество других стран. Участившиеся столкновения привели фактически к объявлению военного положения на севере страны в августе 2007 года. Восстание туарегов продолжалось на севере Нигера до 2009 года и завершилось лишь после ожесточенных боев и при посредничестве Каддафи.
Тема туарегского восстания обострила и внутриполитические отношения. В результате интриг произошел раскол в правящей верхушке – в оппозиции оказался видный политик, премьер-министр Ама Амаду. На протяжении многих лет Амаду считался «правой рукой» Танджи и воспринимался многими как его преемник на посту президента (второй срок Танджи заканчивался в 2009 году). Поэтому отставка правительства Амаду, сопровождающаяся обвинениями в растрате и коррупции, возможно, была не только результатом ухудшившихся личных отношений двух политиков. Можно предположить, что Танджа начал планировать продление своих полномочий. Амаду был обвинен в коррупции, лишен председательства в пропрезидентской партии и в 2008-2009 годах содержался в тюрьме, что исключило его из числа потенциальных соперников на президентских выборах.
Еще в конце 2007 года в интервью французским журналистам Танджа заявлял о намерении сложить власть после окончания второго срока, то есть, в декабре 2009 года. Однако ровно за год до этой даты в Ниамее прошла демонстрация с требованием продления полномочий Танджи на 3 года. Учитывая, что в колонне демонстрантов шел лично премьер-министр, нетрудно было угадать, кто организовал это представление.
Для организации своего совершенно неконституционного переизбрания Тандже пришлось идти напролом. Он не смог организовать ни одного «фигового листочка» для своей узурпации. Конституционный суд Нигера ясно указал, что переизбрание Танджи противоречит конституции, а намерение организовать референдум, который предоставил бы такие возможности, является нарушением президентской присяги. Кроме того, в конституции, как назло, было четко прописано, что на референдум не может выноситься вопрос, касающийся президентских сроков. Излишне говорить, что намерения президента вызвали также активное противодействие оппозиции, всенигерские забастовки и демонстрации.
В конце концов, ничего не добившись законными методами, в июне 2009 года Танджа распустил парламент, объявив, что управление страной будет осуществляться на основании президентских указов. Лидеры оппозиции немедленно объявили произошедшее переворотом и призвали всех граждан оказывать сопротивление власти. Чуть позже он распустил и Конституционный суд, набрав новый состав, который был ему полностью лоялен. Уже через месяц, в начале августа 2009 года, был спешно организован референдум, по результатам которого действующая конституция была отменена и объявлен 3-х летний переходный период к «новой президентской республике». Танджа должен был остаться президентом до декабря 2012 года, тогда же должна была быть подготовлена новая конституция.
После референдума режим Танджи оказался в фактической международной изоляции. Представители США продолжали призывать к проведению президентских выборов, заморозив предоставление помощи и наложив санкции на ряд нигерских чиновников. Танджа, однако, не хотел идти ни на какие уступки. В октябре 2009 года он провел выборы в Национальную Ассамблею, продолжая воплощать свой план, вопреки призывам глав других африканских и западных стран. Выборы бойкотировала оппозиция, а международное посредничество ни к чему ни привело. В стране продолжались демонстрации противников президента.
Затянувшийся политический кризис взялась разрешить армия. Днем 18 февраля 2010 года восставшие военные части взяли штурмом президентский дворец, в тот момент, когда Танджа председательствовал там на заседании правительства. Президент вместе с министрами был арестован и увезен в армейские казармы на окраине Ниамея. Большинство министров было быстро отпущено, однако сам Танджа более года оставался сначала под домашним арестом, а потом был заключен в тюрьму. На свободу он вышел только в мае 2011 года, уже после выборов и вступления в должность нового президента.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Жоакин Чиссано

Жоакин Чиссано

Жоакин Алберту Чиссано – человек-легенда, революционер, остановивший гражданскую войну и оказавшийся способным добровольно оставить власть после 18 лет правления.


Арманду Гебуза

Арманду Гебуза

Арманду Гебуза – человек дела, успешный бизнесмен, чьи махинации ввергли Мозамбик в тяжелый финансовый кризис.

Мсвати III

Мсвати III

Мсвати III – последний в Африке абсолютных монарх, известный, в основном, роскошным образом жизни и количеством жен.

Дневники исследователя Африки

Дневники исследователя Африки

В общей сложности Ливингстон затратил на осуществление своей мечты 32 года, то есть почти три четверти взрослой жизни. Преодолел, большей частью пешком, 50 000 (!) километров через джунгли и горы Центральной и Южной Африки, в том числе совершил беспримерный трансафриканский переход от Атлантического до Индийского океана, открыл крупнейший в мире водопад Виктория, исследовал бассейн Замбези, искал истоки Нила.


Королева Жинга и то, как африканцы создавали мир

Королева Жинга

Роман ангольского писателя и журналиста Жузе Эдуарду Агуалузы (pод. 1960) посвящен легендарной королеве и национальной героине Жинге Мбанди (ок. 1583-1663), которая привлекла писателя сложностью характера и необычной судьбой