Правители Африки: XXI век

1999-2007: Олусегун Обасанджо

Президент Нигерии (29.V.1999-29.V.2007)

Олусегун Обасанджо
Полное имя Мэтью Фаджинми Окикиолакан Арему Олусегун Обасанджо
Matthew Fajinmi Okikiolakan Aremu Olusegun Obasanjo
Родился 5.III.1937, Ибогун-Олаогун, провинция Абеокута,
Западный регион, Британская Нигерия
Умер Нет
Президент 29.V.1999-29.V.2007
Этнос Йоруба
Вероисповедание Христианин

Обасанджо, настоящей «глыбе» нигерийской политики, случалось на протяжении жизни быть и военным диктатором, и демократически избранным президентом одной из самых коррумпированных стран мира.

Дата и место рождения Обасанджо достоверно не установлены. Лучше всего об обстоятельствах своего рождения рассказался он сам. «Я не знал дату моего рождения и спросил маму [об этом, потому что] мы должны были идти в школу [имея на руках] дату рождения. Мама сказала мне, — «Ты очень глупый, ты родился в Ифо, когда был базарный день. И всем, кто захочет знать день твоего рождения, говори, что родился в Ифо в базарный день». Когда уже в зрелом возрасте Обасанджо расспрашивал мать, она сказала только, что собиралась идти на рынок в тот день, но у неё начались схватки, а когда люди вернусь с рынка, ребёнок уже родился. Из этого следует, что Обасанджо родился всё-таки не в Ифо, так как мать до городского рынка так и не добралась. В другом интервью Обасанджо уточнил, что родился в деревне Ибогун-Олаогун, находящейся в 30 километрах от города Абеокуты.

Обасанджо впоследствии предпринимал усилия, чтобы уточнить дату, даже ездил к индийскому астрологу, но выяснить ничего не смог. Даже год рождения достоверно не известен, он уточнил его примерно, по возрасту своих школьных товарищей. В официальных биографиях президента встречаются (откуда?) даты 5 или 6 марта и 5 мая 1937 года.

В деревне было два занятия – сельское хозяйство и мелкая торговля произведенными продуктами. Детство будущего президента пришло как у многих сельских мальчишек, — с пяти лет его приобщили к сельскому хозяйству. Школьное образование Обасанджо получил в миссионерской баптистской школе в Абеокуте, а в 1958 году был призван в британские колониальные войска. Своё военное образование он получил в Великобритании, где неоднократно учился: сначала в кадетской школе в Алдершоте, позднее, по специальности военного инженера, в Королевском колледже Чэтема и школе разведки в Ньюбери, наконец, в 1974 году, проходил обучение в лондонском Индийском институте оборонных исследований.

В 1960-1961 годах Обасанджо служил младшим офицером в Конго в контингенте ООН. Толчок к карьерному росту дала гражданская война, разгоревшаяся в 1967 году в результате попытки отделения от Нигерии провинции Биафра в качестве независимого государства. Обасанджо принимал участие в военных действиях, в 1969 году был повышен до полковника. В 1970 году его подразделение участвовало в одной из решающих операций, приведших к окончательному разгрому Биафры. В 1972 году Обасанджо стал бригадным генералом.

Путь в политику для Обасанджо открыл переворот Мурталы Мохаммеда в июле 1975 года. Поначалу генерал получил пост федерального комиссара по вопросам труда и жилья, однако вскоре был переведён на должность начальника штаба. После убийства Мохаммеда в феврале 1976 года в результате неудавшейся попытки переворота, Обасанджо возглавил государство в качестве главы федеративного военного правительства.

Первое правление Обасанджо (1976-1979) было фактическим продолжением курса Мурталы Мохаммеда на постепенное возвращение страны к гражданскому правлению (различные генералы сменяли друг друга у власти на протяжении уже 10 лет). Были проведены левые реформы – национализирована земля, усилен государственный контроль над добычей нефти, которая как раз подорожала из-за бойкота стран ОПЕК. В октябре 1977 года была сформирована Учредительная Ассамблея, которая должна была разработать новую конституцию. Предполагался переход к выборной демократии и роспуск федеративного военного правительства, управлявшего страной с 1966 года.

Обасанджо
Nigeria President Lt. Gen. Olesugun Obasanjo with Jimmy Carter by White House Photographer, 1977 (NARA)

Президент Олусегун Обасанджо с Джимми Картером в Белом Доме, 1977 год
Автор: pingnews.com

Несмотря на прогрессивные начинания, правительство Обасанджо не терпело выступления «низов» и охотно их подавляло. Из соображений безопасности были запрещены студенческие организации, подавлялась активность оппозиционных политиков.

В 1979 году правительство Обасанджо провело выборы депутатов парламента и президента, который выиграл гражданский кандидат Шеху Шагари. 1 октября 1979 года Обасанджо передал ему власть, получив взамен высший генеральский чин и почётную отставку. Он отправился управлять фермерским хозяйством в Отта, недалеко от Лагоса, где попытался применить разные передовые подходы к земледелию (эта тема ему была интересна давно) и писал мемуары.

Тем временем гражданский режим в Нигерии был довольно быстро свергнут, к власти снова пришли военные. Обасанджо всегда выступал критиком последующих военных администраций, однако на родине у него не было никаких инструментов, чтобы влиять на ситуацию. Зато он активно участвовал в работе различных комиссий под эгидой международных организаций: комиссии по миру ЮНЕСКО (1981-1986), комиссии Улофа Пальме по безопасности и разоружению (1983-1989), был членом консультативного совета парламентариев ООН по проблемам Африки и т.д. В 1988 году Обасанджо участвовал в переговорах по мирному урегулированию в Анголе, приведшему к выводу кубинских войск и предоставления независимости Намибии. За свою деятельность он получил множество различных наград и почётных статусов; кульминацией признания его деятельности было, пожалуй, выдвижение на пост генерального секретаря ООН в конце 1991 года.

Наверняка международная деятельность Обасанджо раздражала нигерийских военных, находившихся все эти годы у власти. Но если Бухари и Бабангида предпочитали не трогать авторитетного коллегу, то пришедший к власти в конце 1993 года Сани Абача взял курс на «закручивание гаек» в отношении разных оппозиционных элементов. В марте 1995 года после возвращения с саммита ООН в Копенгагене Обасанджо был арестован и обвинён военным трибуналом в «участии в попытке переворота», которая имела место 1 марта. В июле его приговорили к пожизненному заключению, позже заменённому 15-летним сроком.

Несмотря на протесты международного сообщества, следующие 3 года Обасанджо провёл в тюрьме строго режима в Йоле. Он наверняка находился бы там и дальше, но 8 июня 1998 года неожиданно умер Абача, а военные, получившие власть после смерти диктатора, предполагали последующую передачу власти гражданскому правительству. С учётом этой перспективы политические узники должны были получить свободу. 15 июня Обасанджо фактически перевели под домашний арест, обязав проживать на своей ферме в Отта, однако довольно скоро он возобновил политическую деятельность, призывая генерала Абубакара передать власть демократически избранному правительству, а также проводя встречи с оппозиционными политиками.

Объявив 3 ноября о выдвижении своей кандидатуры на предстоящих президентских выборах, Обасанджо обещал достичь национального консенсуса и предоставить больше автономии отдельным штатам; приватизировать нефтедобывающий и перерабатывающий сектора и другие государственные компании; больше расходовать на образование и бороться с коррупцией. Его кандидатуру поддержали многие бывшие военные, что с настороженностью было воспринято критиками Обасанджо. Предлагали вообще запретить бывшим членам военных правительств баллотироваться на пост президента.

Обасанджо присоединился к PDP, свежеобразованной партии левоцентристского толка, которая в итоге одержала победу на парламентских и местных выборах. 27 февраля 1999 года Обасанджо победил в первом туре на выборах президента, набрав 63% голосов. За него проголосовали, в основном, представители севера и востока Нигерии, тогда как партии, представляющие народность йоруба, к которой он принадлежал, предпочли поддержать другого кандидата. Выборы в ряде мест сопровождались насилием и нарушениями процедуры. Также не было секретом, что кампанию Обасанджо профинансировали военные, сколотившие состояния во время диктатуры Абачи. Как бы то ни было, оспорить результаты выборов противникам не удалось. 29 мая 1999 года Обасанджо был приведён к присяге.

Новый президент получил страну, которая долгие годы жила «под палкой» очередного диктатора, а теперь получила доселе неизведанную возможность демократического устройства. «Палка» исчезла и наружу выплеснулись многочисленные проблемы перенаселённой, многонациональной, мультирелигиозной Нигерии, копившиеся годами. Главным вызовом для Нигерии были религиозно-этнические конфликты, возникшие давно и имеющие разную природу. В стране проживало около 250 этнических групп, имевших давние сложные отношения друг другом, вдобавок разделенные по религиозному признаку.

В нефтяных регионах дельты Нигера продолжались беспорядки, связанные с дележом прав на добываемое сырье. Падение цен на нефть нанесло удар беднейшим слоям населения, у которых не было других источников дохода. Выступления местных племён было чувствительным для нефтяного экспорта: например, молодые представители народности иджо однажды заблокировали экспорт примерно трети от всего экспорта Нигерии, протестуя против низких стандартов жизни в богатой ресурсами стране. Кроме того, в регионах нефтедобычи процветало воровство через врезки в трубы; из-за этого они периодически взрывались, унося много человеческих жизней. Самый смертоносный из взрывов произошёл в октябре 1999 года, тогда погибло около 1 тыс. человек.

На севере страны в преимущественно мусульманских регионах местные власти стали вводить нормы шариата. В октябре 1999 года шариат был введён в регионе Замфара, что вызвало нервозную реакцию местного христианского населения, хотя обещали, что к ним нормы шариата применяться не будут. В течение 2000 года шариат ввели еще ряд регионов, в ответ на что другие регионы стали провозглашать себя «христианскими». Столкновения принимали катастрофические масштабы, к примеру, в штате Кадуна погибло 500 человек. Обасанджо не мог противостоять этому процессу, призывая христиан игнорировать шариатские установления, потому что они касаются только мусульман, и обещая обеспечивать порядок, — что, фактически, он тоже не мог. При этом интересы мусульман, которые не хотели жить по шариатским установлениям, в расчёт не принимались, а Обасанджо в качестве президента не пытался их защищать.

Религиозные столкновения сопровождались этническими конфликтами. Йоруба конфликтовали с хауса. В течение всего 2000 года локальные битвы не утихали, особенно показательны были стычки вооруженных групп йоруба с иммигрантами из народностей хауса и фулани в крупнейшем экономическом центре страны Лагосе в октябре 2000 года. В сентябре 2001 года произошли стычки в городе Джос на юге страны, куда правительство послало войска. Столкновения продолжались и позднее. За первый президентский срок Обасанджо в межэтнических и межрелигиозных столкновениях погибло не менее 12 тыс. человек.

В сфере экономики правительство было вынуждено начать непопулярные реформы. Страна фактически была банкротом. Прежний диктатор Абача вывел из страны примерно 3,5 млрд долл., и вернуть удалось только незначительную часть. По требованию МВФ, кредитующего правительство, в июне 2000 года были отменены субсидии на бензин, что привело к росту цен на 50% и протестам бедноты в крупнейших городах. Обасанджо, однако, стоял на своём. В феврале 2001 года он объявил о полной отмене субсидий на нефтепродукты, но, одновременно, об увеличении поддержки государством здравоохранения, образования и обеспечения населения чистой водой.

В попытке поддержать экономический рост Обасанджо учредил совет по инвестициям, куда пригласил видных европейских банкиров (совет возглавлял Фолькертс-Ландау, управляющий директор Дойчебанка). Также он чрезвычайно много ездил по миру, проведя за пределами Нигерии, если подсчитать дни его отсутствия, четверть своего первого президентского срока, то есть, почти календарный год. Между днём инаугурации и августом 2002 года он покидал страну 113 раз. Во время этих поездок он пытался презентовать новый образ демократической Нигерии, выступал на разных международных саммитах и проводил переговоры с западными странами. Эти разъезды в конце концов стали вызывать раздражение на родине, так как экономическая ситуация не улучшалась, а президент постоянно находился где-то за границей. Тем более что Обасанджо занимался не только экономическими проблемами, но и другими вопросами, например, миротворческой деятельностью в других африканских странах и борьбой со СПИДом.

Обасанджо
Olusegun Obasanjo, Former Nigerian President and Board Member of Africa’s Progress Panel

Олусегун Обасанджо, бывший президент Нигерии и член президиума Группы прогресса стран Африки
Автор: Friends of Europe

Серьёзным вызовом нового правительства была коррупция, совсем не абстрактное понятие, а состояние, выражающееся в совершенной неуправляемости государственными расходами. В 1999 году Транспэренси Интернешнл признал Нигерию 2й, а в 2000 году – 1й, то есть, самой коррумпированной страной в мире. За время первого срока Обасанджо страна устойчиво занимало непочётное 2-е место этого рейтинга. В июне 2000 года президент с помпой учредил Антикоррупционную комиссию, которая… страдала от хронического недофинансирования! В первые годы работы из бюджета на её работу не выделялось ничего вообще, комиссия даже не могла нанять персонал, но потом постепенно начала проводить расследования.

Пусть даже Обасанджо уволил некоторых наиболее одиозных генералов, он не был свободен в проведении антикоррупционной политики. Хотя бы потому, что спонсорами его избрания как раз и были те самые коррупционеры призыва генерала Абачи. Во всяком случае, ближайшее окружение президента не было задето расследованиями, хотя Антикоррупционная комиссия рассматривала дела муниципальных чиновников, полицейских, депутатов, даже бывшего председателя Сената Вабары. Однако за 7 лет работы, до окончания полномочий Обасанджо в 2007 году, Комиссией было возбуждено всего 127 уголовных дел, а осуждено всего 20 человек, что, несомненно, не соответствовало масштабам нигерийской коррупции. Пересказывали слова бывшего главы антикоррупционного комитета, что коррупция при Обасанджо была даже ещё больше, чем при Абаче. Впрочем, Нигерия постепенно начала удаляться от своего непочётного лидерства в рейтинге наиболее коррумпированных стран. Во время второго президентского срока страна перешла со 2-го места в рейтинге на 3-е в 2005 году, далее на 5-е в 2006 году и, наконец, на 9-е в 2007.

Важным вызовом для страны было и то, что население Нигерии росло быстрыми темпами, которые нивелировали скромный экономический рост, обозначившийся в конце 1999 года. Средний возраст населения был менее 18 лет, то есть, детей и подростков было больше, чем трудоспособного населения.

Благодаря демократическому характеру новой власти, Обасанджо мог рассчитывать на помощь западных демократий. Он смог получить поддержку США, и деньгами, и военными инструкторами. Армия была реорганизована и усилена. В августе 2000 года Нигерию посетил Билл Клинтон. Правда, Нигерии пришлось что-то отдавать взамен: по-видимому, без большого удовольствия Обасанджо направил крупные военные контингенты в рамках мандата ООН на поддержание мира в Сьерра-Леоне и Гвинее-Бисау. Известно, что нигерийское правительство стремилось отозвать военных, как только будет такая возможность.

Армия вообще стала отдельной внутриполитической проблемой. В первые годы Обасанджо широко практиковал военные интервенции для решения внутренних конфликтов. Когда где-то возникали какие-то беспорядки, он посылал войска. Однако армия вела себя на местах довольно жёстко и постепенно превратилась в чуть ли не самостоятельного участника конфликтов. Во время военных операций гибли сотни людей. Возникали сомнения, контролирует ли президент действия своих военных. Обасанджо слишком полагался на армию как инструмент решения проблем, и лишь спустя продолжительное время начал прибегать к не-силовым методам замирения сторон, таким, как усаживание за стол переговоров лидеров этнических общин.

В целом, первые годы правления Обасанджо прошли в хаосе и бурлении. Наверное, это было неизбежно, однако постепенно президента начали обвинять в том, что он делает недостаточно. Точнее, его обвиняли в недостаточном «присутствии» в стране, недостатке лидерских качеств. Нужен был «стержень», вокруг которого могла бы сплотиться расползающаяся на глазах страна. Этим стержнем мог бы быть национальный лидер, но он не полностью контролировал ситуацию, его часто не было на месте, слишком часто оказывался беспомощным. Он ощутимо терял авторитет и поддержку среди политических кругов.

Кульминацией внутриполитического кризиса стала угроза импичмента, которая нависла над Обасанджо осенью 2002 года. Комитеты Сената и палаты представителей подготовили обвинения президента в нарушении конституции, некомпетентности и нежелании бороться с коррупцией. В вину президенту ставили неисполнение бюджета и, самое главное, — военные операции нигерийской армии в южной и центральной части страны в 1999-2001 годах, повлекшие сотни человеческих жертв.

Импичмент, однако, не состоялся, продемонстрировав не столько влиятельность президентского лагеря, сколько то, насколько сложной страной была Нигерия. Против импичмента выступили представители народности йоруба, к которой принадлежал Обасанджо (при том, что на выборах они за него в основном не голосовали!). Один губернатор-йоруба открыто заявил, что это «заговор против йоруба» и в случае импичмента президента его регион выйдет из состава Нигерии. Представители нефтедобывающего региона дельты Нигера, в частности, лидеры игбо, были за импичмент. Похоже, президента спасло то, что вице-президентом был Атику Абубакар, выходец с севера Нигерии, который становился бы главой государства после Обасанджо. Однако до этого «северяне» 35 лет доминировали во власти и Обасанджо был первый «южанин» во главе государства. Возврата власти «северянам» не хотели, в том числе, и те, кто был недоволен Обасанджо. Определенную роль в остановке импичмента сыграли племенные вожди. В итоге президент избежал смещения, а страна, — неизбежных масштабных беспорядков.

Хотя президент избежал импичмента, повсеместная неудовлетворённость его работой была очевидной. К выборам, которые должны были состояться в апреле 2003 года, президент оказался в слабой позиции. Оказалось, что даже среди членов собственной партии PDP он не является фаворитом голосования по выдвижению кандидата на президентский пост. Популярной фигурой был вице-президент Абубакар, на которого, к тому же, оказывалось давление со стороны влиятельных политиков, чтобы он выставил кандидатуру. Обасанджо оказался буквально в шаге от того, чтобы его прокатила собственная партия. В итоге, однако, ему удалось не допустить выдвижения Абубакара, который, судя по всему, выиграл бы номинацию. По свидетельствам очевидцев, он буквально на коленях упросил Абубакара не выдвигать кандидатуру. Сам вице-президент говорил, что не стал выставлять кандидатуру против своего шефа по этическим соображениям.

Выборы 2003 года была заметно более «грязными», чем предыдущие. Основным соперником Обасанджо выступил еще один прежний военный президент Мухаммаду Бухари. В итоге президент победил уже в первом туре, набрав более 60% голосов. Наблюдатели отмечали многочисленные нарушения выборного законодательства, причем представители Евросоюза заявили, что свидетелями фальсификаций или их попыток была четверть их наблюдателей. Бухари заявил, что не признает результатов. Однако другая часть наблюдателей говорили о мирном и свободном характере голосования. Так Обасанджо был переизбран на новый срок.

Несмотря на провальный первый срок, администрация Обасанджо все-таки сделала определённые заделы на будущее, которые постепенно начали давать отдачу. Так, наконец, стали проявляться плоды международных усилий Обасанджо по решению экономических проблем страны. Он всё же не зря вёл плотную работу с западными правительствами, которые медленно дозревали до решения проблем внешнего долга Нигерии. Уже при Обасанджо он значительно вырос, при этом на его обслуживание приходилось расходовать в шесть раз больше средств, чем на всё образование в стране. Успех нигерийской дипломатии был действительно значительным: в 2005 году была полностью списана половина госдолга (18 млрд. долл.), при условии признания и обязательств по остатку в 12 млрд., которые должны были быть выплачены в течение года. Это было рекордное списание, второе по объему за всю 50-летнюю историю Парижского Клуба.

Хотя президента критиковали за то, что он одномоментно лишил страну 12 млрд. долл. (которые можно было бы вложить и получить прибыль), это сэкономило стране около 1 млрд. долл. в год. Сэкономленные средства были направлены на социальные проекты – строительство дорог в сельской местности (около 4 тыс. км.), 166 новых медпунктов, обучению 145 тыс. учителей и т.д. Также правительство поступило с возвращенными Нигерии украденными миллионами диктатора Абачи. В 2005-2006 году Швейцария вернула Нигерии около 500 млн. долл., лежавших на счетах членов семьи бывшего президента.
Средства были потрачены на социальную сферу – в основном, на электрификацию сельских районов, дороги и здравоохранение (в частности, антималярийную вакцинацию). Следует, однако, отметить, что полностью завершена было только половина начатых проектов, а другая половина была брошена на разных стадиях завершения. Было ясно, что значительные средства были украдены. В ноябре 2016 года на имя верховного судьи Нигерии поступил запрос по результатам парламентского расследования, в котором было требование о создании независимой комиссии по расследованию расходов 16 млрд. долл. на программы электрификации в 1999-2007 годах. Когда журналисты спрашивали Обасанджо об этом парламентском расследовании, он отвечал, что это всё полная чушь и неправда.

Второй срок Обасанджо был, безусловно, более успешным, однако заслуга в этом принадлежала, скорее, изменившейся нефтяной конъюнктуре, а не мудрому президентскому правлению. Рост нефтяных цен, которые являлись основным источником валютной выручки, ознаменовал «светлую» полосу в экономике Нигерии. В дополнение к этому, решение вопроса с госдолгом (это была точно заслуга администрации Обасанджо) привело к росту кредитного рейтинга страны до вполне пристойного по африканским меркам ВВ-, что, в свою очередь, послужило «зелёным сигналом» для инвесторов. В стране очень быстро, даже внезапно, наступил инвестиционный бум, прежде всего, в банковском и нефтяном секторе. Прямые инвестиции увеличились в разы. Происхождение инвестиций было, в основном, из стран Европы и Северной Америки. Если в 2003 году прямые инвестиции из Европы в экономику Нигерии составляли 294 млн. долл., то в 2004 году – уже 2,6 млрд. Ещё внушительнее скакнули инвестиции США и Канады – с 40 млн. в 2003 до 4,3 млрд. в 2004. Спекулятивный интерес быстро «разогнал» рынок, некоторые акции за один год дорожали вчетверо. Этот инвестиционный пузырь рос всё время правления Обасанджо и сдулся только к началу 2009 года, с наступлением всемирного экономического кризиса.

Таким образом, благоприятная экономическая конъюнктура – высокие цены на нефть, – вместе с небывалым приливом инвестиций обеспечили несколько лет финансового благополучия Нигерии. Бюджет получал экстрадоходы которые, в большинстве своём, были размещены правительством в европейских банках. Страна накопила значительные валютные резервы, чего не было долгое время. Правительство чувствовало себя уверенно.

На этом восходящем тренде Обасанджо задумался над продлением собственных полномочий. Он потом отрицал, что хотел «третьего срока», запрещённого конституцией, но определённо были предприняты шаги в этом направлении. Ещё в феврале 2005 года Обасанджо созвал «Национальную конференцию по политической реформе», объяснив её создание необходимостью разработки поправок к конституции для «стабилизации» Нигерии. Официально конференция должна была разработать механизмы управления многообразной страной, чтобы избежать повторения этнического насилия. Но критики президента считали, что всё было затеяно для того, чтобы разрешить Обасанджо переизбраться ещё раз.

После этого началась кампания по продвижению идеи третьего срока для Обасанджо. Её поддерживали некоторые крупные бизнесмены, которые были бы «за то, чтобы президент управлял 35 лет». Наиболее заинтересованным было ближайшее президентское окружение. Наконец, комитет Сената по реформе вынес положительное заключение о снятии ограничения на третий срок для Обасанджо. По слухам, законодателей предварительно щедро снабдили деньгами. Недоброжелатели указывали, что деньги для «раскрутки» темы третьего срока Обасанджо получил в результате чуть ли не демпинговой распродажи прав на добычу природных ресурсов. Действительно, в 2005 году нигерийские власти начали быстрое и активное сближение с Китаем и некоторыми другими странами востока, в частности, Индией и Южной Кореей. Восточным инвесторам предлагались на выгодных условиях доли в нефтяных месторождениях, а взамен они обязывались вкладываться в инфраструктурные проекты. Например, китайская государственная нефтяная компания обязывалась построить нефтеперерабатывающий завод в Лагосе, провести ремонт железной дороги и построить гидроэлектростанцию. Учитывая, что сторонам удалось договориться весьма быстро, дело было стоящим. Преемник Обасанджо впоследствии провёл ревизию сделок и многие были аннулированы, к вящему неудовольствию инвесторов.

У проекта «третий срок» были, однако, и серьёзные, идейные противники, которые сразу почувствовали опасность. Прежде всего, это были противники Обасанджо в партии, которых хватало и которые были весьма влиятельны. Предупреждая возможную партийную оппозицию, в сентябре 2005 года в PDP затеяли «валидизацию» членов посредством выпуска новых членских удостоверений. С помощью этой бюрократической процедуры часть нелояльных президенту партийцев пытались отстранить от участия в принятии решений, просто затянув «валидизацию». На этой почве обострились и так натянутые отношения между Обасанджо и вице-президентом Абубакаром, который со скандалом буквально «выдрал» свою новую карточку из рук партийных аппаратчиков. Однако многие противники президента так и не прошли «валидизацию» и утратили возможность голосовать против возможного выдвижения Обасанджо на третий срок. Как бы то ни было, партийная оппозиция не скрывала своё неприятие президентского прожекта. Открыто высказались против два бывших председателя PDP и бывший спикер парламента, принадлежавший PDP. Мнение представителей влиятельных профсоюзов тоже было неоднозначным.

В конечном счёте, легализовать третий срок для Обасанджо всё же не удалось. В мае 2006 года сторонники президента проиграли голосование в Сенате по поправкам в конституцию. Сказалась не только сильная внутренняя оппозиция, но и негативное отношение к этой идее представителей западных стран. Вице-президент Абубакар назвал сенатское голосование торжеством демократии, а Нигерию – счастливой страной, в которой диктаторы не могут бесконечно пролонгировать своё правление. Обасанджо смирился с тем, что попытка не удалась, и впоследствии вообще отрицал, что хотел идти на «третий срок».

После провала попытки президентское окружение приступило к операции «преемник». К этому времени отношения между Обасанджо и его вице-президентом Абубакаром окончательно испортились. Если во многих странах уходящий президент часто поддерживает на выборах члена своей команды, то в Нигерии, наоборот, прилагали усилия, чтобы вице-президент, не дай бог, не победил. Обасанджо удалось дисквалифицировать своего основного противника довольно грязным способом – Антикоррупционная комиссия обвинила вице-президента во взяточничестве, в результате чего он был временно, на три месяца, отстранён от занимаемой должности. Однако этого хватило, чтобы он потерял возможность стать одним из кандидатов на выдвижение в президенты от партии.

В конечном счёте, Обасанджо удалось организовать избрание в качестве кандидата от PDP неопытного и довольно плохо известного населению Умару Яр’Адуа, который был губернатором штата и приходился братом одному из близких друзей и сотрудников Обасанджо эпохи «военного» правления. Яр’Адуа, мало того, что был «темной лошадкой», он, похоже, не слишком-то и хотел быть президентом. Поэтому его выдвижение справедливо воспринимали как попытку пролонгации правления Обасанджо, которое не удалось организовать легально. Ко всему прочему, Яр’Адуа не отличался здоровьем и, можно думать, Обасанджо тоже имел этот фактор ввиду.

Выборы 2007 года были вопиюще грязными, даже по сравнению с 2003 годом. Было зарегистрировано 25 кандидатов, но в итоге, согласно официальным результатам, Яр’Адуа победил с результатом 70%. Основные соперники – Мухаммаду Бухари и Атику Абубакар – получили значительно меньше. Бухари заявлял, что выборы фактически не проводились в 29 из 36 штатов. Абубакар заявлял, что избирательные бюллетени развозились по участкам прямо в день выборов и не имели серийных номеров. Тщетно проигравшая сторона апеллировала к судебным инстанциям – долгие разбирательства не изменили официальные результаты.

После ухода с поста президента Обасанджо остался активным политическим деятелем нигерийской политики. Он стал больше заниматься международными делами и снова, как и до президентства, приобрёл большой авторитет участием в различных комиссиях и комитетах. В 2015 году он оставил PDP и стал заниматься собственными проектами по организации новых политических партий. Обасанджо сохраняет энергию; в 2017 году, в возрасте 80 лет, он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном открытом университете. Он написал огромную автобиографию и еще несколько книг.

Обасанджо
Olusegun Obasanjo. The presidential legacy

Олусегун Обасанджо. Президентское наследие.
Автор: Konga Access

Во внутринигерийской политике Обасанджо, с позиций умудрённого опытом патриарха, резко критиковал последующих президентов, в том числе собственного ставленника Яр’Адуа (которого он называл «невеждой»), но особенно сильно – президента Бухари. На почве крайнего неприятия Бухари, собравшегося баллотироваться на выборах 2019 года, он даже поддержал выдвижение кандидатом в президенты от PDP своего старого недруга Абубакара, о котором отказывался говорить хорошо. Он заявил, что решил поддержать Абубакара, потому что «альтернатива [еще более] немыслима».

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2018)


Хотите узнать больше?

Умару Яр’Адуа

Яр'Адуа

Хороший и скромный человек, обладавший слабым здоровьем, «медленный» Яр’Адуа был выбран Обасанджо в качестве преемника (или марионетки, как утверждали недоброжелатели), больших достижений не показал и скончался через три года президентства.


Гудлак Джонатан

Джонатан

Гудлак Джонатан – президент, имевший хорошие намерения и даже средства для их реализации, но оказавшийся неспособным справиться с коррупционными традициями собственного окружения. В то же время он был первым нигерийским президентом, который признал своё поражение на демократических выборах и ушёл в отставку.

Фредерик Чилуба

Фредерик Чилуба

Фредерик Чилуба, прозванный политическими оппонентами за малый рост «карликом», был первым демократически избранным президентом Замбии, как и первым, уличенным в коррупции во время пребывания в должности.

Черная Африка: прошлое и настоящее.

Черная Африка

Авторский коллектив в доступной и лаконичной форме изложил основные проблемы и сюжеты истории Тропической и Южной Африки с XV в. по настоящее время. Среди них: развитие африканских цивилизаций, создание и распад колониальной системы, становление колониального общества, формирование антиколониализма и идеологии африканского национализма, события, проблемы и вызовы второй половины XX — начала XXI в.


Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 г.

Сто дней во власти безумия

В монографии профессора НИУ ВШЭ доктора исторических наук И. В. Кривушина впервые в отечественной историографии проводится комплексный анализ геноцида 1994 г. в Руанде, его исторических предпосылок и причин, выявляются способы его проведения, основные организаторы и участники, роль в геноциде СМИ и христианских церквей.