Правители Африки: XXI век

1991-2002: Фредерик Чилуба

Президент  Замбии (2.XI.1991-2.I.2002)

Фредерик Чилуба
Полное имя Фредерик Джейкоб Тайтус Чилуба

Frederick Jacob Titus Chiluba

Родился 30.IV.1943, Китве, Западная провинция,

Британский протекторат Северная Родезия

Умер (68 лет) 18.VI.2011, Лусака, Замбия
Президент 2.XI.1991-2.I.2002
Этнос  Бемба
Вероисповедание Христианин

Фредерик Чилуба, прозванный политическими оппонентами за малый рост «карликом», был первым демократически избранным президентом Замбии, как и первым, уличенным в коррупции во время пребывания в должности.
Происхождение и место рождения Чилубы были объектом судебных разбирательств во время его переизбрания в 1996 году – желая недопустить его до выборов, оппоненты пытались доказать, что он родился на территории Бельгийского Конго. О его родителях также известно немного, — вобщем, очевидно, что этот человек всего добился сам. Важным обстоятельством – еще одним препятствием – был маленький рост, всего 150 см., что имеет значение в африканском обществе. «Статью» будущий президент не обладал.
Зато он, очевидно, обладал волей и стремлением добиться своего. Не имея формального образования, он учился сам, как мог. Работал кондуктором, бухгалтером, менеджером магазина, занимался работой с персоналом в танзанийской агрофирме. Параллельно он закончил курсы библиотекарей, обучаясь дистанционно по почте. Уже будучи президентом, Чилуба получил диплом британского Университета Уорика – чтобы, как говорится, «закрыть гештальт».
На своих многочисленных работах Чилуба нащупал возможности проявить себя – он стал активистом профсоюзного движения. Он довольно быстро завоевал влияние среди коллег и в 1974 году стал председателем Замбийского конгресса профсоюзов – объединения 19 крупнейших профсоюзных организаций страны. Этот конгресс изначально был создан властями как инструмент взаимодействия с трудовыми коллективами, и был, фактически, частью политической системы. Чилуба поначалу вписался в такой формат, однако со временем начал проводить более независимую политику. Из «властной вертикали» Замбийский конгресс профсоюзов выпал в 1981 году, когда Чилуба вместе с другими профсоюзными лидерами вступил в открытую конфронтацию с правительством. На фоне ухудшающегося экономического положения профсоюзы инициировали забастовки; волнения 1986 года в крупнейших городах страны также были организованы ими. Президент Каунда, очевидно, оценил лидерский потенциал Чилубы и пытался переманить его на свою сторону. Он предложил ему пост министра труда, однако Чилуба отказался, — это впоследствии способствовало кристаллизации его образа как последовательного оппозиционера.
Тем временем Конгресс профсоюзов превратился в крупнейшую оппозиционную структуру в стране. Снятие запрета на деятельность оппозиционных партий в 1990-м году позволило образовать Движение за многопартийную демократию (MMD), состоящее из политических активистов (сам Конгресс профсоюзов продолжил существование). MMD объединилось с некоторыми другими политическими силами, а в 1991 году провело первый национальный съезд и избрала председателем Чилубу. Новая политическая сила получила деньги от замбийских бизнесменов и, самое важное, — открытую поддержку США и обещание экономической помощи Замбии в случае победы на выборах.
Многопартийные выборы 1991 года показали широкую поддержку MMD. Партия Чилубы выиграла подавляющее большинство мест в парламенте, а сам Чилуба – президентские выборы с результатом 75%. Мирная передача полномочий 2 ноября 1991 от Каунды Чилубе была, на то время, всего лишь вторым случаем на Африканском континенте, когда демократические выборы смогли обеспечить смену власти.
Как и в ряде других африканских стран, экономическая политика Чилубы была предопределена взглядами кредиторов на то, какая она должна быть. Поэтому правление нового президента началось с непопулярных рыночных реформ и приватизации. Были проведены либерализация цен, в том числе на маис – жизненно важный для замбийцев продукт, установлен рыночный курс валюты. Были приватизированы многие государственные и полугосударственные предприятия, хотя приватизацию важнейшего и крупнейшего медного холдинга ZCCM правительство провело только в 2000 году. Как известно, экспорт меди обеспечивает около 80% экспортных доходов, и правительство Чилубы не хотело упускать из рук такой ресурс. Впоследствии правительство даже вернуло назад контроль над некоторыми частями компании. Чилуба защищал эту политику, ссылаясь на негативный опыт, когда иностранные компании (потенциальные покупатели любого сырьевого бизнеса) пренебрегают интересами страны и работающих и думают лишь о прибыли. В целом, эту позицию президента поддержали и профсоюзы, и различные политические силы.
Однако, по экспертным оценкам, в экономической политике правительство Чилубы не смогло добиться серьезных успехов. «Шоковые» реформы вызвали серьезное снижение уровня жизни подавляющего большинства замбийцев. Отмена протекционистских мер прежнего правительства, например, отказ от сельхозсубсидий, привела к массовому обнищанию фермеров, которые покидали свои деревни и стекались в города, умножая там число люмпенов. Приватизация предприятий помогла привлечь иностранные инвестиции, однако отсутствие должного контроля и регулирования привело к тому, что некоторые крупные компании были попросту уничтожены новыми иностранными владельцами, которые распродали доставшееся имущество, а сотрудников уволили. Серьезным препятствием экономического развития были низкие цены на медь – главный экспортный товар Замбии.
Социальное обеспечение населения при Чилубе, фактически, отсутствовало. Право на медицинскую помощь и пенсию имели только работники государственных и крупных негосударственных компаний. В этой сфере правительство Чилубы не сделало ничего.
Внутриполитическая ситуация была стабильной только внешне. Наиболее ярким политическим и личным конфликтом того времени была личная неприязнь между Чилубой и его предшественником Каундой (именно рослый Каунда запустил прозвище Чилубы «четырехфутовый карлик»). В 1993 году был раскрыт заговор, предположительно организованный окружением Каунды, после чего Чилуба объявил чрезвычайное положение «для защиты демократии». Перед выборами 1996 года были приняты поправки в избирательное законодательство, чтобы предупредить выдвижение Каунды, и, действительно, он не смог участвовать в них. Сами президентские выборы после этого выглядели выхолощенными, Каунда призвал их бойкотировать. Иностранные наблюдатели не сочли их честными и свободными. Чрезвычайное положение Чилуба объявлял еще раз в конце 1997 года, после выступления группы солдат, заявивших о намерении свергнуть Чилубу. Их быстро обезвредили, однако Каунда был арестован и отпущен только в марте 1998 года, говорят, после вмешательства таких авторитетов, как Нельсон Мандела и Джулиус Ньерере. Тогда же было снято чрезвычайное положение без каких-либо объяснений.
В конце правления Чилубы среди ближайшего окружения витала идея о внесении изменений в конституцию с тем, чтобы президент получил право баллотироваться еще на один срок. Хотя Чилуба всегда отрицал наличие таких намерений у себя, свидетельства современников говорят об обратном. Тема «преемника» оставалась табу до самого последнего момента. В 2001 году, когда вопрос стал, как говорится, «ребром», Чилуба постарался заручиться поддержкой региональных элит, попросту раздав взятки.
Маневры Чилубы, в конечном счете, вызвали «бунт на корабле». Даже среди его ближайшего окружения многие выступили против «третьего срока», активно и открыто выражая свою позицию. Чилуба остался, фактически, в одиночестве и был вынужден заявить о приверженности конституционному ограничению президентского мандата 2-мя сроками.
По-видимому, после того, как «третий срок» Чилубы стал нереальным, было принято решение выбрать «ручного» преемника, через которого можно будет сохранить реальную власть. Неожиданно в качестве такой марионетки был выбран Леви Мванаваса. Он, конечно, был вице-президентом при Чилубе, но до 1994 года, когда сам ушел в отставку, обвинив правительство в коррупции. Почему Чилуба выбрал именно Мванавасу, неясно. Известно, что его кандидатуру советовали Чилубе некоторые политики из ближайшего президентского окружения. Его считали несамостоятельным политиком, который будет прислушиваться к харизматичному Чилубе. Без сомнения, Чилуба сделал окончательный выбор сам и приложил усилия, чтобы кандидатура Мванавасы успешно прошла голосование на конференции MMD. Как показало время, Чилуба работал на реализацию, пожалуй, наихудшего для себя сценария из возможных.
После успешного избрания Мванавасы Чилуба вскоре обнаружил себя в качестве фигуранта дела о краже миллионов долларов из казны и, вообще, в роли главного коррупционера Замбии. Вряд ли бывший президент ожидал такого поворота событий. В 2002 году парламент единогласно проголосовал за снятие президентского иммунитета; хотя Чилуба активно противодействовал происходящему, подавал аппеляции, в феврале 2004 года Верховный суд утвердил это решение. Бывшему президенту было предъявлено 59 обвинений в воровстве и коррупционном превышении полномочий, — все их он отверг. Тем не менее, Чилуба находился под следствием вплоть до смерти Мванавасы в 2008 году, и лишь это, возможно, спасло его от тюрьмы. Новый президент Банда после прихода к власти отозвался о Чилубе как о «чертовски хорошем президенте». Чилуба был полностью оправдан в 2009 году в Замбии, однако стоит подчеркнуть, что параллельно проходил процесс в лондонском суде, на котором Чилуба в 2007 году был признан виновным в краже 46 млн. долл.
Не пытаясь оправдать Чилубу, следует отметить два момента. Во-первых, до избрания на пост президента Чилуба был относительно неопытным администратором. Профсоюзная деятельность, требующая напора, харизматичности, способности к переговорам, совершенно не походила на президентскую рутину. Таким образом, Чилуба был в 1991 году новичком в администрировании. Второй важный момент – это состав управленческого аппарата, который возглавил избранный тогда президент. Вот там-то как раз и были прожженные бюрократы, которые собаку съели на поприще управления: чиновники рекрутировались из MMD, куда, кроме профсоюзных деятелей, входили представители присоединившихся «традиционных» политических партий. Таким образом, не будет преувеличением заявить, что Чилуба не смог справиться с собственными бюрократами, которые при неопытном президенте обросли собственными бизнесами и полностью погрузились в коррупционные схемы. Нельзя забывать, что все это происходило в эпоху приватизации – то есть, перераспределения собственности. Да и сам бывший профсоюзный лидер со временем, очевидно, изменился, стал более подвержен материальным соблазнам.
После окончания судебного преследования Чилуба остался в политике, выражая всяческую поддержку своему спасителю – президенту Банде. Оппоненты посмеивались над этим, открыто заявляя, что Чилуба просто хочет оставаться на свободе.
Бывший президент скончался 18 июня 2011 года в Лусаке.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Патрис Талон

Патрис Талон

Патрис Талон – «король хлопка», сделавший серьезную заявку на модернизацию страны.


Тома Бони Яи

Тома Бони Яи

Бони Яи был избран на волне ожидания перемен, но достичь существенных успехов в борьбе с проблемами Бенина ему не удалось.

Абдельазиз Бутефлика

Абдельазиз Бутефлика

Абдельазиз Бутефлика – президент, остановивший многолетнюю гражданскую войну, но к концу правления превратившийся в беспомощного малоподвижного старика, цепляющегося за власть.

Миссия на Африканский Запад. 1883–1885. Документы и материалы

Миссия на Африканский Запад

Книга, подготовленная доктором исторических наук профессором НИУ ВШЭ И. В. Кривушиным и кандидатом филологических наук Е. С. Кривушиной, представляет собой продолжение первого научного отечественного издания документов и материалов, связанных с деятельностью знаменитого французского путешественника и исследователя Пьера Саворньяна де Бразза (1852–1905). В ней собраны документы и материалы, относящиеся к Третьей экспедиции (1883–1885) де Бразза в Африку (Габон и Конго), которая положила начало созданию Французской колониальной империи в Центральной Африке.


Основы африканского языкознания. Диахронические процессы и генетические отношения языков Африки

Основы африканского языкознания

В рамках настоящего тома рассматривается разнообразный круг проблем, связанных с генетической классификацией идиомов Африки: общеметодологические проблемы генетической классификации африканских языков, обоснование гипотезы дальнего языкового родства (на материале нигеро-конголезских языков), внутренняя и внешняя классификация языковой семьи (на материале грассфилдских языков), классификация близкородственных языков (на материале близкородственных идиомов банту и диалектов пулар-фульфульде), внутригенетическая типология (на материале языков банту и языков ква).