Правители Африки: XXI век

2002-2008: Леви Мванаваса

Президент  Замбии (2.I.2002-19.VIII.2008)

Леви Мванаваса
Полное имя Леви Пэтрик Мванаваса

Levy Patrick Mwanawasa

Родился 3.IX.1948, Муфулира, Западная провинция,

Британский протекторат Северная Родезия

Умер (59 лет) 19.VIII.2008, Париж, Франция
Президент 2.I.2002-19.VIII.2008
Этнос  Лендже
Вероисповедание Христианин

Леви Мванаваса – яркая авторитарная личность и борец с коррупцией, оставшийся противоречивой фигурой для замбийцев даже после смерти.
Мванаваса родился в городе, выросшем из поселка при медной шахте; интересно, что он располагался всего в 40 км. от родного города его предшественника Чилубы. Образование будущий президент получил в Замбийском университете в 1973 году по специальности юриспруденция. Собственно, по специальности он и проработал вплоть до прихода в политику, основав собственную юридическую фирму в 1978 и став вице-президентом Ассоциации юристов в 1982 году. В 1985-1986 годах он работал на посту генерального прокурора страны. В 1989 году его команда юристов защищала бывшего вице-президента Кристона Тембо в суде: тот был обвинен в государственной измене и ему грозил расстрел. В итоге Тембо был оправдан, что было большой победой лично Мванавасы. Важно также помнить, что сам факт работы на обвиняемого в таком процессе требовал, как минимум, личного мужества от адвокатов.
В целом, к концу 1980-х годов Мванаваса был одним из потенциальных «политиков», то есть, был уважаемым гражданином и опытным, авторитетным специалистом. Когда Каунда в 1990 году разрешил создание политических партий, Мванаваса вступил в образованную MMD. Характерно, что он уже тогда рассматривался как один из претендентов на руководство партией, но, как свидетельствуют очевидцы, сам отказался оспаривать лидерство, ссылаясь на молодость и неопытность. Тем не менее, Мванаваса завоевал место в парламенте на выборах 1991 года, намного опередив соперников, и неудивительно поэтому, что он в итоге стал вице-президентом при Чилубе. Свидетели событий отмечают, что сам Мванаваса изначально хотел быть главой парламентского комитета по юриспруденции. Однако переговоры, которые он сам вел с другими политиками о замещении поста вице-президента, провалились, и ему пришлось баллотироваться на этот пост самому. Мванаваса пошел на это, так как считал, что за Чилубой нужен контроль.
Однако справиться с постепенно погружающимся в коррупцию правительством Мванаваса не смог; не помогли и личные разговоры с Чилубой об увольнении ряда министров. В итоге в 1994 году он ушел из команды Чилубы со скандалом, обвинив президента в «выхолащивании» поста вице-президента, а правительство попутно – в безответственности и жадности. В декабре 1995 года Мванаваса неудачно боролся с Чилубой за пост председателя правящей партии, а после этого фактически оставил политику, вернувшись к своей юридической практике.
Выдвижение Мванавасы в августе 2001 года в качестве кандидата в президенты от правящей партии MMD было неожиданным ходом. С точки зрения партийного обновления Мванаваса хорошо подходил, так как давно не входил в видимый ближайший круг Чилубы. Но что это давало тогда Чилубе? Ситуация остается неясной. По одной из версий, уходящий президент поддержал выдвижение Мванавасы, так как рассчитывал сохранить на его влияние. Чилуба остался председателем правящей MMD, хотя и покинул президентский пост. Кроме того, кандидатуру Мванавасы советовали некоторые представители «ближнего круга» президента. Наконец, коррупционные скандалы требовали выдвижение свежего, незапятнанного кандидата. Менее вероятна другая версия, что при выдвижении кандидатов победила внутрипартийная группа, оппозиционная Чилубе. Сам Мванаваса, как рассказывают очевидцы, с трудом позволил себя уговорить на возвращение в «большую политику».
Как бы то ни было, партийная машина MMD исправно работала на избрание Мванавасы. Выборы 2001 года были далеки от демократических идеалов – наблюдатели фиксировали нарушения, вплоть до подтасовок, непонятной была ситуация с регистрацией избирателей и т.д. Победил Мванаваса с очень небольшим отрывом от главного оппонента – Эндерсона Мазоки. Вполне вероятно, Мванаваса в действительности не выиграл эти выборы вообще. Тем не менее, апелляция оппозиционных партий, требующих аннулирования победы Мванавасы, после длительного рассмотрения в Верховном суде была отклонена (в 2005 году!).
Вступив в должность президента, Мванаваса многими воспринимался как марионетка Чилубы, однако он быстро доказал обратное. Уже в первые месяцы 2002 года Мванаваса попытался «отстроиться» от Чилубы, инициировав антикоррупционное расследование в верхах власти, в частности, в MMD. Для нового президента это было несложно, так как фактически он был чужаком для партийной верхушки и не имел ни личных связей, ни обязательств среди партийцев. Уже в марте 2002 Чилуба был вынужден покинуть должность председателя партии (ее занял сам Мванаваса, нарушив партийный устав, но этого никто не заметил). Мванаваса также фактически разогнал армейскую верхушку, отправив в отставку 10 высших офицеров и заняв пост министра обороны. Чилуба не был оставлен в покое, было инициировано парламентское голосование о лишении его иммунитета. В конечном счете, в феврале 2003 Чилуба был арестован и провел последующие 5 лет в судебных разбирательствах.
Уже в первую неделю на посту президента Мванаваса прекратил практику финансирования частных проектов через президентскую администрацию: они были известным источником безконтрольного расходования средств. Вскоре была начата широкая антикоррупционная кампания. По оценке самого президента в 2004 году, в разработке было около 150 дел о коррупции, и уже «было обнаружено имущество на миллионы долларов». Было принято антикоррупционное законодательство. На протяжении всего правления Мванаваса не боялся расследований внутри правительства. В 2003 году он сместил вице-президента за участие в махинациях с нефтяными контрактами; в 2007 было фактически обезглавлено министерство по земельным делам, были и другие случаи. В то же время, президент не был последователен до конца: некоторых членов своего «ближнего круга», например, бывшего министра здравоохранения Булайя, он старался оградить от преследований. Такая «избирательность» действий позволила оппозиционным политикам говорить о том, что борьба с коррупцией на деле представляет собой борьбу с инакомыслящими в MMD и прежним правительством, при этом никому нет дела до настоящей, «текущей» коррупции. В конце концов, само правительство Мванавасы совершило, по меньшей мере, несколько крупных сделок, имевших все признаки коррупционной составляющей. Вопрос, как говорится, остается открытым.
Очевидно недемократическим было отношение правительства Мванавасы к свободе слова. Правительство стремилось контролировать работу СМИ, иногда прямо угрожая журналистам, критикующим власть. Тем не менее, независимые СМИ сохранились и подчинить их не удалось. Преследования журналистов стали одной из важных тем оппозиции перед президентскими выборами.
Не имея, по большому счету, обязательств перед верхушкой MMD, Мванаваса постарался работать в парадигме политики национального консенсуса. Многие оппозиционеры заняли министерские должности в правительстве. В отличие от предыдущего правительства, между президентом и министрами не было близких личностных отношений. Президент был очень эмоционален, быстро выходил из себя и, по отзывам очевидцев, министры его попросту боялись. Вместе с тем, он оставлял министрам пространство для работы, хотя и давал четкие указания – предпочитая излагать их письменно, а не по телефону. Мванаваса также избегал интриг и не был двуличен, по отзывам работавших с ним. Прямодушие президента сказалось и в том, что он стал одним из самых последовательных и не стесняющихся в выражениях критиков зимбабвийского президента Мугабе. Чего только стоит сравнение Зимбабве с «тонущим Титаником», с которого спасаются жители (многие беженцы оседали именно в Замбии).
Обладая многими положительными личностными чертами, Мванаваса определенно не был демократом «в душе». Помимо борьбы с оппозиционными СМИ, авторитарность президента проявила себя при выдвижении кандидатур на выборы 2006 года. Мванаваса не позволил ни одному реальному претенденту-члену MMD оспаривать свое выдвижение от партии, последовательно преследуя потенциальных конкурентов.
Экономика Замбии при Мванавасе начала демонстрировать рост, около 5% в год, в основном, благодаря благоприятной конъюнктуре цен на медь. Шаги самого правительства были удачны далеко не всегда. Мванаваса отменил ряд законодательных актов Чилубы, ограничивающих вмешательство государства в экономику, и попытался ввести элементы государственного регулирования цен. В результате Замбия испытала основное последствие любого госрегулирования – дефицит (маис, 2006 год и топливо, 2007 год). В добывающей отрасли правительство аннулировало прежние соглашения с инвесторами, что привело к их уходу с рынка, в результате чего страна не смогла достичь планируемых объемов добычи. Мванаваса, однако, смог привлечь китайские и индийские инвестиции в медную отрасль. В целом, мнение о его экономической политике неоднозначно. Структура экспорта существенно не изменилась со времен Чилубы и по-прежнему оставалась сырьевой.
Мванаваса имел хорошую репутацию у стран-кредиторов – можно предположить, что из-за антикоррупционной кампании, которая стала стержнем его внутренней политики. Поэтому «под президента» Замбия имела доступ к кредитным ресурсам и получала значительные объемы помощи. При этом страна оставалась одной из беднейших в Африке, что сам президент признал – накануне переизбрания на второй срок в 2006 году он публично извинился, что больших успехов в борьбе с бедностью добиться не удалось. Администрация активно работала с международными финансовыми организациями и кредиторами; в итоге в 2005 году удалось добиться списания части долга и получить заверения, что к 2010 году размер помощи от стран «большой восьмерки» будет удвоен (впрочем, этого так и не произошло). Сэкономленные средства были направлены на программу бесплатной медицинской помощи в сельской местности (до этого она была платной для населения) и другие социальные проекты. Безусловно, социальное обеспечение населения при Мванавасе улучшилось, по сравнению с временами Чилубы.
Кончина президента в 2008 году, хотя и стала шоком для страны, все же не была неожиданной. Мванаваса имел проблемы со здоровьем на протяжении многих лет. В декабре 1991 года он попал в серьезную автокатастрофу, которая, как он сам считал, была на самом деле покушением. Мванаваса провел несколько месяцев в больнице, а его речь с того момента стала менее разборчивой – что свидетельствовало о частичном поражении головного мозга. Президент, однако, отрицал наличие проблемы и очень сильно обиделся на одного журналиста, который обозвал его «капустой» из-за состояния здоровья. В апреле 2006 года он перенес легкий инсульт, после которого также уверял всех в дееспособности. Наконец, в конце июня 2008 года, за несколько часов до открытия саммита стран Африканского Союза в Египте, у Мванавасы случился еще один инсульт. В бессознательном состоянии он был вывезен во Францию для лечения, президентские полномочия взял на себя вице-президент Банда. Хотя власти периодически сообщали об улучшении здоровья президента, этого так и не произошло – Мванаваса скончался в парижской клинике 19 августа 2008 года. Вице-президент Банда продолжил исполнять обязанности президента вплоть до выборов, назначенных на октябрь.

 

© В.Г. Кусов, оригинальный текст на основе перевода статей на русский язык (2017)


Хотите узнать больше?

Лансана Конте

Лансана Конте

Лансана Конте – типичный президент «по праву силы», пришедший к власти путем военного переворота, сам переживший несколько путчей и одну демократизацию. Несмотря ни на что, он правил 24 года и умер своей смертью, оставаясь президентом.


Муса Камара

Муса Камара

Камара попробовал ухватить удачу за хвост, и поначалу казалось, что у него получилось. Однако сейчас ясно, что он оказался незадачливым претендентом на власть в Гвинее.

Салу Джибо

Салу Джибо

Салу Джибо оказался военным, который взялся вернуть страну на демократический путь развития – повторно, за последние 10 лет.

Миссия на Африканский Запад. 1883-1885

Миссия на Африканский Запад

Документы и материалы.
Книга, подготовленная доктором исторических наук профессором НИУ ВШЭ И.В. Кривушиным и кандидатом филологических наук Е.С. Кривушиной, представляет собой продолжение первого научного отечественного издания документов и материалов, связанных с деятельностью знаменитого французского путешественника и исследователя Пьера Саворньяна де Бразза (1852—1905).


За пределами Европы. От Африканских царей до Японских сегунов

За пределами Европы

Несмотря на расстояния в тысячи километров, древние культуры Африки, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии имеют много общего. Средневековые государства в этих районах мира возникали во главе с сильными воинственными правителями. Их победы в сражениях над противниками вели к рождению империй.